Во второй половине сентября автору сайта довелось побывать в Литве и Латвии. Поездка получилась удивительная: она очень отличалась от обычных экскурсионных поездок, когда страну видишь со стороны, не сходя с обычных туристических троп.
За сравнительно непродолжительное время мы с Павлом Петровичем Корнишовым и супругами-староверами Владимиром и Екатериной Абрамовыми проехали почти всю Литву и часть Латвии. В маршрут протяженностью более 2000 км вместилось многое: крупнейшие центры староверия Балтии - Покровский храм Вильнюса и РГСО, маленькие деревенские моленные и староверческие кладбища. Достаточно перечислить лишь основные пункты нашего маршрута: Вильнюс - Швенчёнис - Юргелишки - Дукштас - Аукштакальняй - Райстенишки - Салакас - Зарасай - Даугавпилс - Рига - Йозапава - Паланга - Клайпеда - Друскининкай - Бирштонас - Каунас - Муро-Стревенинкай - Тракай - Вильнюс.
Результатом поездки стали множество впечатлений, сотни отснятых фотографий, видео- и аудио записей, а главное - встречи и знакомства с замечательными людьми - староверами-поморцами Литвы и Латвии. Путевые заметки - это попытка хотя бы кратко рассказать об увиденном.
Первым пунктом нашего маршрута стал Вильнюс - столица Литвы. Официальной датой его основания считается 1323 год, когда литовский князь Гедиминас перенес сюда свою столицу. К началу XVI в. Вильнюс стал крупнейшим политическим, культурным и торговым центром Европы. На фото: памятный камень на кафедральной площади установлен в год 600-летия первого упоминания Вильнюса в письменных источниках.
Мое знакомство с Вильнюсом состоялось благодаря Павлу Петровичу Корнишову. О таком экскурсоводе можно только мечтать: уроженец Вильнюса, любящий, а главное, знающий свой город, он может рассказать историю каждой улицы, каждого дома. Наша прогулка по Вильнюсу началась от площади, на которой расположен католический собор св.Петра и Павла - один из самых красивых в Вильнюсе.
Интерьер собора очень изысканный: лепнина, позолота, много скульптур. Общепризнано, что это один из самых ярких образцов барокко в Северо-Восточной Европе. Пышность собора вызывает ассоциации с Версалем или Петергофом.
Орган собора Петра и Павла
Следующей точкой нашего маршрута стал национальный этнографический музей (располагающийся в нижней части княжеского замка) с богатейшей коллекцией материалов по истории Литвы. В 2009 году Литва будет отмечать тысячелетие: первые упоминания о ней относятся к 1009 году. Тогда эти земли населяли западные балты - предки современных литовцев. Становление литовской государственности относится к XIII веку, когда первый король Великого княжества Литовского Миндаугас объединил ранее разрозненные земли и племена.
В экспозиции музея много интересного: костюмы, предметы быта, фрагменты деревенских изб из разных областей Литвы, грамоты литовских князей (кстати, написаны они по-старославянски), подлинные королевские послания и указы, печати, оружие и предметы роскоши, множество документов и фотографий более позднего времени. Надо заметить, что историю ХХ века в Литве сильно скорректировали. Современной истории посвящён отдельный зал: в нем много фотографий и документов о сталинских репрессиях, о высылке жителей Литвы в лагеря, о "лесных братьях", которые представлены исключительно героями и борцами за свободу. От увиденного в зале современной истории остался несколько неприятный осадок. Все же нельзя рисовать историю целого народа только белой или чёрной краской. Никогда не поверю, что за время пребывания Литвы в составе СССР, её жители только страдали и не видели ничего хорошего. Впрочем, сразу хочется заметить: за все время пребывания в Литве и Латвии я ни разу не встретилась с проявлениями недружественности со стороны местных жителей, хотя говорила по-русски. Националистические проявления и нетерпимость (которыми так пугают в России желающих посетить Литву), наверняка, встречаются, но ведь в семье не без урода... Однако в целом коренные жители Литвы - очень радушные и приветливые люди.
Сразу за музеем находится Замковая гора, на которой был расположен замок литовского князя Гедиминаса. Замок был возведён в XIV в., сейчас от него сохранилась лишь башня.
Старая каменная кладка - такой стеной был обнесён весь замок
Башня Гедиминаса - символ Вильнюса. Она видна из любой точки Старого города, красиво подсвечивается ночью, а с самой башни открывается потрясающая панорама Старого города и бассейна реки Нерис (Вилия по-польски).
С башни Гедиминаса хороша видна также самая высокая точка Вильнюса - Трехкрестовая гора. По преданию, в XIV в. язычники распяли здесь семерых францисканцев. В начале XVII в. в память о мучениках на горе были установлены три деревянных креста. В начале ХХ в. деревянные кресты были заменены железобетонными. В 1950 г. по приказу советских властей кресты были взорваны. Вновь они были установлены в 1989 году, уже как памятник жертвам сталинских репрессий.
Вильнюсский Старый город ещё в 1994 году был внесён в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. По размеру - это один из самых больших и красивых старых городов Европы. Но особенно неожиданным оказалось то, что Старый центр удивительно зелёный. Среди старых городских центров Европы равных в этом Вильнюсу видеть не приходилось.
Множество скверов, зелёные улочки, цветы на узеньких балкончиках...
Отдельная тема - уютные дворики Старого города. Многие из них тоже утопают в зелени.
Такую картинку можно увидеть прямо в центральной части города
Готические памятники Вильнюса - костёл св. Анны, образец поздней, "пылающей" готики (слева), и костёл св. Франциска и Бернардина с уникальными росписями внутри.
Вильнюсский университет - один из старейших в Европе. Он был преобразован из иезуитской Академии в светское учебное заведение 205 лет назад, в 1803 году. Здесь учился польский поэт Адам Мицкевич, а также многие известные деятели науки и культуры. В архивах университетской библиотеки, которая считается одной из крупнейших в Европе, хранятся древние манускрипты и множество редких книг.
Университетский дворик
В Вильнюсском Университете работают известные ученые - исследователи староверия: Г.В.Поташенко, Н.А.Морозова, М.В.Романова. Все они - члены авторского коллектива известного словаря "Староверие Балтии и Польши", авторы статей и монографий о староверии. При Вильнюсскои университете создана Ассоциация исследователей староверия в Литве.
Кафедральный собор Вильнюса. От него берет начало проспект Гедиминаса - главная улица Вильнюса.
Напротив Кафедрального собора - высокая колокольня
По преданию, первый князь Великого княжества Литовского Гедиминас принял христианство еще в XIII в. Однако окончательно христианство в Литве утвердилось лишь к 1387 году. А в 1347 году здесь приняли мучения св.виленские мученики - Антоний, Иоанн и Евстафий.
По преданию, именно на месте этого дуба, который укрыт от глаз в маленьком вильнюсском дворике, претерпели мучения святые виленские мученики. 27 апреля 1347 года по приказу князя-язычника Альгирдаса здесь был повешен один из св. мучеников - Антоний. А через 12 дней здесь же был замучен и его младший брат - Иоанн. Родственник братьев Евстафий претерпел многие мучения. За отказ вкушать мясное в Рожественский пост его жестоко пытали. 13 декабря 1347 года святой Евстафий был повешен на том же дубе, что и его родные- святые Антоний и Иоанн.
На месте казни мучеников была построена деревянная церковь во имя Пресвятой Троицы. Впоследствии, уже на каменной церкви, построенной на месте прежнего деревянного храма, под нишей с фреской, на которой изображены мученики, была установлена памятная таблица, сохранившаяся по сей день, с надписью:
На месте сего храма,
в бывшей здесь дубовой роще,
в половине XIV века,
приняли мученическую кончину
за Православную Христианскую веру
сии святые Мученики Литовские,
Виленские Чудотворцы,
Антоний, Иоанн и Евстафий
Уже в XIV в. св. виленские мученики были причислены к лику святых. Сегодня их мощи находятся в храме Свято-Духова монастыря.
Обойдя почти весь Старый город, мы направились в Покровский храм Вильнюсской Поморской общины. Побывать в этом центре Поморского староверия в Балтии хотелось давно. С Вильнюсским храмом связаны имена многих выдающихся деятелей Поморской Церкви. А в период 1945-1990 гг. Вильнюсская Поморская община стала объединяющим центром всей Древлеправославной Поморской Церкви. Именно здесь действовал Высший Старообрядческий Совет в Литовской ССР, проводились съезды христиан-поморцев, осуществлялась издательская деятельность.
продолжение следует
Фото "Самарского староверия" |