На нашем сайте опубликовано множество фотографий Вильнюсского Свято-Покровского храма, и казалось, что он хорошо знаком. Но живые впечатления все же отличаются от увиденного на фотографиях.
Свято-Покровский храм оказался достаточно большим, но, одновременно, каким-то удивительно уютным.
В храме много старинных икон, а также икон, написанных местным мастером-иконописцем И.Михайловым. При храме работает церковная лавка, которую нам любезно открыли, хотя время ее работы уже закончилось. Выбор книг в лавке довольно хорош: представлены как местные издания, так и все последние издания российских поморцев, есть выбор писанных и литых икон.
Сейчас в храме под колокольней идёт ремонт: ведется побелка, окраска стен, будут заменены полы. А при входе в эту часть храма на стенах расположены две мемориальные доски. На одной - благодарственная надпись в память об основателях храма.
На другой - в память о семье благотворителей Пимоновых, трудами нескольких поколений которой украшался храм и была сооружена колокольня.
Церковный двор утопает в цветах, а напротив храма, здесь же, в церковном дворе, расположено двухэтажное административно-хозяйственное здание. В одной его половине находятся помещения для различных хозяйственных нужд и канцелярия, в другой живет настоятель храма. Вообще, для Литвы характерно то, что дом наставника находится рядом с храмом или даже на территории храма. Вот и в Вильнюсе, несмотря на то, что службы в этот день не было, да и день близился к вечеру, настоятель храма, Председатель Высшего Совета Литвы Григорий Алексеевич Бояров продолжал заниматься церковными делами: дал указания строителям, помог разрешить какой-то спорный вопрос церковнослужителям, обсудил дела, касающиеся Дягучяйского кладбища, с П.П.Корнишовым, вновь проверил, как идут дела у строителей, вышел встретить покойного, которого привезли в храм на отпевание...
Сразу за церковной оградой - староверческое кладбище Вильнюсской общины, хорошо знакомое по фотографиям. Кладбище довольно большое, ухоженное, зелёное. Проходя по его аллеям, словно перелистываешь страницы истории: что ни надгробие - имя выдающегося деятеля Поморской Церкви.
Здесь погребён основатель храма, руководитель Вильнюсской общины, благотворитель, купец Григорий Семёнович Ломоносов. В этом году исполнилось 185 лет со дня его рождения.
Надгробие основателя кладбища и одного из основателей Вильнюсской общины, купца и благотворителя Алексея Яковлевича Новикова
Арсений Моисеевич Пимонов - многолетний председатель Виленской общины, председатель трех Всепольских соборов староверов-поморцев, председатель ВСС в Польше, польский сенатор, благотворитель. На кладбище погребены и другие представители рода Пимоновых.
Могила Ивана Исаевича Егорова, председателя ВСС в Литовской ССР
Здесь похоронен известный иконописец Иван Ипатьевич Михайлов. Его иконы украшают Вильнюсский храм и другие староверческие храмы Литвы, Латвии, Белоруссии. Его ученики Григорий Яковлев и Николай Портнов продолжают сегодня дело мастера.
Федор Силович Кузнецов - Председатель ВСС в Литовской ССР и Председатель Духовной комиссии, многолетний духовный наставник Виленской общины
Обойдя кладбище, мы вновь отправились в Старый город
Ворота Зари (Ausros Vartai по-литовски), или Острые ворота (Ostra brama по-польски) - одна из главных достопримечательностей Вильнюса. Это один из немногих сохранившихся элементов фортификационных сооружений, некогда окружавших столицу Литвы. Острые ворота были построены в период расцвета города, в 1522 году. Тогда они располагались на оживленном торговом тракте, который соединял Вильнюс с Минском, Витебском, Смоленском, Москвой. Сегодня Остра брама – это самый популярный способ попасть на территорию Старого Города.
Самый красивый вид на них открывается с западной стороны, где видны окна капеллы, в которой хранится образ Пресвятой Богородицы, который католическая церковь считает чудотворной. Острые ворота украшает надпись Mater Misercordi, что можно перевести как «Матерь милосердия».
И вновь мы на улочках Старого города
Довольно скоро стемнело, но ночной Вильнюс не менее привлекателен и сулит не меньше открытий
Вот одно из них: оказывается, доктор Айболит жил не в Африке, а в Вильнюсе... Прототипом доброго доктора стал виленский врач Тимофей Осипович Шабад. Автор "Доктора Айболита" Корней Чуковский дважды останавливался в его доме. Доктор Шабад славился своей добротой: не раз дети приносили ему своих четверногих любимцев, и доктор никогда не отказывался помочь им. Доктор Шабад, по словам Корнея Чуковского, и стал прототипом доктора Айболита. В одном из скверов по инициативе горожан установлен памятник виленскому Айболиту: маленькая девочка принесла старичку-доктору своего котенка. Случай невыдуманный, его очевидцем и стал Корней Чуковский: маленькая девочка принесла доктору Шабаду котенка, на языке у которого торчал рыболовный крючок. Доктор тут же удалил крючок пинцетом. К сожалению, яркий свет расположенного рядом с памятником фонаря не позволил сделать фотографию с более близкого расстояния.
Не только мостовые, но и тротуары в Старом городе вымощены камнем. Это очень красиво, однако, несмотря на самую удобную обувь, вскоре начинает казаться, что ты идешь по улице босиком: ноги чувствуют каждый камешек. Поневоле позавидуешь средневековым барышням, которые щеголяли по городским улицам в толстых деревянных башмаках. К концу первого дня ступни ног горели и казалось, что на следующий день я просто не смогу ходить. Но все оказалось вовсе не так драматично, и утром следующего дня мне уже не терпелось снова отправиться в путь - впереди было знакомство с новыми районами Вильнюса
Центральная часть города и старый центр являются украшением всех европейских столиц. Но немногие города могут заинтересовать туристов новыми районами. Вильнюс - исключение из этого правила.
Новые районы города очень своеобразны и привлекательны. Современные здания отлично вписаны в окружающий ландшафт: в свое время за разработку проекта городской застройки Вильнюса литовские архитекторы получили Государственную премию. Здесь не стали вырубать леса и пригородные рощи, а очень аккуратно построили жилые дома и объекты инфраструктуры прямо среди вековых сосен. А если прибавить любовь вильнюсцев к цветам, нетрудно представить себе, как выглядят теперь эти районы. Гуляя по улицам новых микрорайонов чувствуешь себя так, словно находишься в загородном парке или санатории: сосны, яблони, сгибающиеся под тяжестью спелых яблок, усыпанные плодами алычовые деревья, цветы... Жителям новых районов не нужно "выезжать на природу" - природа за дверью их дома.
Ну а то, что можно назвать парком по-виленски - это настоящий заповедный уголок. Двести метров от дома - и чувствуешь себя так, словно находишься далеко за городом. Заросшие берега реки, пение птиц...
А вокруг - настоящая лесная чаща...
Мост через Нерис связывает новые районы Вильнюса и Старый город
В начале XV в. литовский князь Витаутас вернулся из крымского похода и привез с собой 383 караимские семьи. Караимы - тюркская народность, считается, что это потомки хазар. По вероисповеданию они иудеи, но отделились от ортодоксального иудаизма в VIII в., не признают Талмуд и раввинистическую традицию. Большая часть караимов поселилась в Тракай, но представители караимов живут и в Вильнюсе. Здесь они имеют свою синагогу - кенассу (на фото)
Еще один необычный памятник... Мне он напомнил красивые резные и раскрашенные деревянные яйца, которые продают в сувенирных лавочках Вильнюса.
Два полных впечатлениями дня в Вильнюсе подходили к концу. Нам предстояло отправиться в Швенчёнис. Если в Вильнюсе я осматривала, в основном, туристические достопримечательности, то в следующие дни мне предстояло ближе познакомиться с жизнью староверов-поморцев Литвы. Но об этом - в продолжении путевых заметок.
Фото "Самарского староверия" |