Главная » 2008 » Октябрь » 10 » Р.Шимелене. Староверы-поморцы не хотят в Красную книгу
20:44
Р.Шимелене. Староверы-поморцы не хотят в Красную книгу
Скромная Муро-Стревенинская староверческая церквушка в последнее время собирает все меньше людей этого вероисповедания -  в основном, преклонного возраста и совсем стариков. Время делает свою работу: даже и в большие праздники нет того множества людей и того размаха, которые были еще в советские времена. Людей этой веры были полны автобусы, верующие не вмещались в церкви, а на Успение в деревне праздновали всю ночь.
 
Но по словам тех же самых староверов-поморцев Муро-Стревеник, Мартенишек и жителей деревни Шаркишки,  именно в советское время уменьшилось число верующих, особенно молодежи, которая разъехалась по Литве, осела в больших городах, и часть, увы, забыла что Бог есть, не хранят дедовских обычаев. Похоже, приход староверов-поморцев в Дудишках и вообще перестал существовать - остался лишь церковный староста. В стенах церквушки из красного кирпича уже не один год не совершаются  богослужения - а жаль.
 
Староверы-поморцы - неотделимая часть культурного наследия Литвы. Их предки прибыли в Литву после того, как в 1653-1666 по приказу патриарха Никона была проведена реформа Русской Церкви. Не признавшие реформы и оставшиеся при старом исповедании староверы были названы раскольниками и преследуемы. Реформу Русской Церкви поддерживал царь, поэтому политика по отношению к староверам была весьма жесткой. Избегая репрессий, они бежали на окраины Российской империи. Так староверы оказались в Литве.
 
В настоящее время в Литве существует 58 староверческих общин. Одна из них - в Муро-Стревениках. Есть надежда, что Муро-Стревеникская староверческая община возродится, особенно теперь, когда ее председателем избран Александр Бондарев, зять одной из жительниц Муро-Стревеник. Этот молодой человек считает, что вера и обычаи праотцев должны быть передаваемы из поколения в поколение и люди должны это хранить и этого придерживаться.
 
"В нынешнее время в церковь идут или пожилые и совсем старые, или совсем молодые люди, - говорит Александр. - Советское время сделало свое: оттолкнуло людей от Бога и от обычаев". Но теперь он радуется что все больше молодых людей желает придерживаться обычаев и веры отцов и праотцев.
 
Литовские староверы-поморцы берутся возродить старую веру, стараются привлечь к себе все больше молодежи. Поэтому в этом году в Литве впервые организован молодежный поморский лагерь, который проходил в Муро-Стревеникской общине Свято-Успенской староверческой церкви. В лагерь собралось около сорока юношей и девушек в возрасте от 18 до 30 лет. В лагере жили, придерживаясь старинных обычаев, одевшись так, как и подобает староверам. Девушки - в платках и длинных юбках, парни - в рубахах - косоворотках и длинных штанах. Жили, придерживаясь особого режима: участвовали в утренних и вечерних молитвах, после завтрака выполняли различные общественные работы, необходимые для общины, а после ужина возле костра проходили разговоры и дискуссии о вере. Вместе с молодыми староверами-поморцами в беседах о вере праотцев, о браке, о христианских обычаях и традициях участвовали и организаторы лагеря: Председатель ВС Староверческой Поморской Церкви в Литве, Вильнюсский наставник, духовный отец Григорий Бояров, секретарь ВС ДПЦ Литвы Сергей Красноперов, Председатель Муро-Стревеникский общины Александр Бондарев, и гости: духовный отец Паневежской староверческой общины Никола Владимиров, духовный отец Клайпедской общины Евгений Лебедев, исполняющий обязанности духовного отца Швенчёнской общины Павел Корнишов. Юноши и девушки встречались также с иконописателем Григорием Яковлевым. Хватило времени и порыбачить, и погонять мячик, и по-иному развлечься и порадоваться. Участники лагеря привели в порядок Муро-Стревеникскую церковь и староверческое кладбище в Мартенишках.  По инициативе председателя Муро-Стревеникской общины на кладбище в Мартенишках были спилены и убраны старые деревья.
 
Приведен в порядок и Свято-Никольский храм в Дудишках: как внутри, так прилегающая территория. А затем, впервые за много лет, проведено праздничное богослужение, в котором участвовали Председатель ВС ДПЦ Литвы, духовный отец Григорий Бояров, духовный отец Паневежской староверческой общины Никола Владимиров, духовный отец Клайпедской общины Евгений Лебедев и другие. Планируется, что богослужения в этом храме будут проходить регулярно: по праздникам и иным случаям. А староверческий поморский лагерь, надеемся, станет ежегодным, тем более, что всем, кто был в нем, там очень понравилось. По его окончании самым трудолюбивым и старательным участникам лагеря были вручены благодарственные листы. В общем, решено лагерь назвать молодежным христианским общежительством "Лествица" (то есть, лестница). На следующий год парням, скорее всего, не придется ночевать в небольшом притворе церкви - организаторы надеются отремонтировать и обустроить вспомогательное помещение.
 
Это событие стало значительным и важным не только для небольшой Муро-Стревеникской общины - оно очевидно показывает, что старая дедовская и отцовская вера понемногу оживает. На встрече в редакции Александр Бондарев  сказал, что в этом году, судя по записям в церковных книгах, в Литве впервые за много лет родилось больше детей староверов-поморцев, чем умерло стариков. "Это вселяет надежду, - говорит он. - Надеемся, что наша вера и наши традиции возродятся".
 
Действительно, инициативы людей видно и в Муро-Стревениках. Церковь приведена в порядок, вокруг красиво зеленеет вновь засеянная и подстриженная трава, везде яркие цветы.  "В этом помог член общины из Бачкони Никола Кудряшов", - рассказывает Александр Бондарев.
 
Александр привел в порядок и основание церкви. "Теперь отдыхаю, могу сделать и больше, - улыбается он. Здесь, в Муро-Стревениках, во время отпуска Александр живет с женой Наташей и ее родителями. Он  радуется, что в Муро-Стревениках с помощью директора местного пансионата Александра Добкевича состоялась встреча с членом Литовского Сейма Броню Бродауску, благодаря которому на счет общины выделено 15000 литов. Общине эти деньги очень нужны: на них были заменены окна, двери, сделан небольшой ремонт. "А из самоуправления Кайшядорского района было получено 3000 литов, - говорит Александр. - Всем им мы очень благодарны".
 
Новая команда энтузиастов работает не только в Муро-Стревениках. Литовские староверы-поморцы в Церкви - это новая молодая команда, новые силы и новые инициативы. "Молодые люди снова возвращаются к обычаям своих отцов и к вере своих дедов, - рассказывает Александр. - "Нам нельзя забывать того, как тяжело было через столетия пронести веру нашим праотцам".
 
Рамуте Шимелене
 
Газета "Кайшядорю Айдай" (Литва), 19.08.08
 
Пер. с литовского - П.П.Корнишова
 
 
Категория: Новости Самстара | Просмотров: 1827 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 2
1 жора  
0
Родные места, родная Община. Плакать хочется!!!

2 samstar2  
0
Не надо плакать! smile Про общину еще будут материалы: в путевых заметках обязательно напишу, фотки поставлю, мы там были и в полном восторге остались. А еще сделаем страничку общины - похоже, там будет о чем рассказывать.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]