Главная » 2008 » Октябрь » 13 » Покров земли русской. Со старообрядцев начиналась история Миасса
08:05
Покров земли русской. Со старообрядцев начиналась история Миасса

Покров, пожалуй, единственный праздник после Пасхи, который если и не отмечался в советское время, то был на слуху. Закружились в небе белые пушинки. Тонут в снежной пелене деревья. Притихшим вечером звон хрустальных льдинок под ногой. Стылая земля. А в доме по-зимнему долго топится печь. Глядя в окно, в белеющий сумрак, бабушка с грустью роняет: "Вот и Покров уж". Это сейчас я знаю, что слово то с большой буквы. А тогда по-детски... землю снегом прикрывает. Праздник Покрова, оказывается, исконно наш, русский. Лишь русский православный люд пред зимней стужей, когда меркнет солнечный свет, обращается с земным поклоном к своей Заступнице и Покровительнице.

 

Покровские ворота, Покровские соборы, храмы... их много было на Руси. И в Миассе стоит из красного кирпича с зелеными куполами церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Это храмовое здание возводила старообрядческая община. Со старообрядцев началась история нашего города, здесь его истоки. Откроем же двери церкви Покрова, зайдем... Высокие белые стены, с двух сторон под самый потолок узкие окна. Царские врата, иконы на аналое. Знакомимся с настоятелем церкви отцом Вячеславом Зобниным:

 

— Когда заложен был этот храм?

 

— В декабре 1995 года. Освящение храма состоялось в 1999 году. Тяжело было начинать строить. Но, слава Богу, нужды общины близко к сердцу принял генеральный директор ЗАО "Делсот" Леонид Николаевич Звездин, потомственный старовер. В строительстве помогали многие предприятия и частные лица. Так вопреки внешним обстоятельствам в тяжелое для нас и страны время храм на бывшем пустыре был воздвигнут.

 

— У старообрядческой общины в советскую пору имелся небольшой дом на Березовской улице, а до этого была ли церковь?

 

— Как сообщает летопись, первая старообрядческая часовня в Миассе появилась в 1819 году. В 1895 году с выходом закона, даровавшего некоторые права приверженцам древлеправославного уклада, "миасские староверы построили вместо деревянной каменную церкву большого размера без окон на улицу и без наружных крестов". Она была сооружена на средства купцов И. Чеканова, В. Юркина и мещанина В. Михайлова. Находилась в Почтовом переулке, ныне ул. Малышева. В 1936 году церковь была национализирована и переоборудована под типографию, там печаталась и городская газета "Миасский рабочий". В 60-е годы на том месте построили гаражи.

 

После закрытия церкви службы совершались в доме на улице Березовской. Во время войны наш маленький храм был единственным действующим в городе, и потому многие миасцы, родившиеся в те годы, крещены по старому обряду. Впоследствии и храм отобрали. В 60-е годы церковь устроили на той же улице, но в другом доме. В последние десятилетия все больше людей стало приходить в храм. Вот тогда-то и возникла мысль о строительстве нового.

 

— Отец Вячеслав, подскажите, как правильно говорить — старообрядцы, древлеправославные, староверы?

 

— Слово "старообрядчество" появилось во времена Екатерины II и употреблялось в отношении христиан, сохранивших древние уставы. Этот термин отражал позицию официальной церкви. Мы же причисляем себя к исконному русскому православию, считаем себя Русской православной церковью. Однако поскольку сегодня множество церквей именуются православными, то для самоидентификации вынуждены называться старообрядцами.

 

С точки зрения историков, старообрядчество — это название религиозных групп, не принявших церковные реформы ХVII века, проводившиеся патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем. Но можно сказать и так: старообрядчество — это часть русского народа, пронесшего через века и тяжкие испытания веру православную в ее исконной чистоте.

 

— А когда впервые в Миассе появились старообрядцы?

 

— На этот счет две версии. В "Летописи Миасского завода" говорится: "Завод еще во времена его первого существования, по народному преданию, был местом пропаганды старого обряда". Вторая версия вытекает из предположения, что первый владелец Миасского завода И. Лугинин был старообрядцем. В монографии Н. Никольского "История русской церкви" есть упоминание о старовере Лугинине без указания имени, тульском купце и промышленнике. Наш Лугинин тоже тульский купец и промышленник. Первыми жителями Миасса стали мастеровые, переведенные Лугининым со Златоустовского и Саткинского заводов. А также крепостные крестьяне из Тульской, Пензенской и Рязанской губерний. В переписи фамилии Бородины, Дорофеевы, Звездины, Казымовы, Никулины, Рыковы... Эти же фамилии и в списках старообрядцев.

 

— Значит, Миасс в дореволюционное время был центром старообрядчества?

 

— Если судить по истории основания города, по тому, насколько крепко в народе было убеждение, что старопечатные книги правильнее и святее (по ним учили детей грамоте), что иконы в домах предпочитали старинного письма, благо в Миассе была своя иконописная мастерская старообрядца Т. Юркина, и существовал у озера Кысыкуль Никольский женский монастырь, долго скрываемый официальной властью, — все это подтверждает ту мысль.

 

Кстати, благодаря именно монахиням Никольского монастыря община во время советских гонений не прекратила свое существование. Эти матушки в те годы стали примером терпения и духовной опорой для окружающих. Они молились за воинов, вдов и сирот, за страждущих в темницах. Инокини наравне со всеми работали в больницах, на производстве. Трудились и на благо общины. Сюда начали съезжаться старообрядцы со всего Урала и Сибири. Так получилось, что эти женщины стали основой миасского старообрядчества.

 

— Отец Вячеслав, это правда, что среди дореволюционных русских промышленников и купцов было много староверов?

 

— Да, по оценкам исследователей, до 60% промышленного капитала и производственных мощностей царской России принадлежало старообрядцам. Историки недоумевают, каким образом люди, не имеющие религиозных и политических прав, создали промышленную основу России XIX — начала XX веков. А процветали предприятия старообрядцев прежде всего за счет дисциплины и добросовестности всех служащих. Отношения между ними и владельцами строились на полном доверии. И тех, и других отличало трудолюбие и трезвость.

 

— Как же люди, вставшие на путь жесткой конкуренции рынка, смогли сохранить в чистоте свои души?

 

— Думается, этому несколько причин. Купцы-староверы никогда не стали бы зарабатывать деньги с помощью финансовых махинаций, заниматься сомнительными делами. За всю историю старообрядчества известен лишь один случай, когда купец-старообрядец приобрел питейное заведение. В подавляющем большинстве это было промышленное производство. Так, род купцов Кузнецовых едва ли не крупнейший в мире производитель фаянса и фарфора. Морозовы — основатели легкой промышленности. Рябушинские — владельцы текстильных фабрик, машиностроительных заводов. Старообрядцы создали знаменитые волжские пароходства, московскую промышленную зону, мощнейшие центры индустрии в Тверской губернии. И среди миасских семей многие прославились делами. Купцы Кузнецовы, Чекановы, Козицины строили больницы, школы. Становились инженерами, новаторами в различных областях техники.

 

В торговых, промышленных связях огромную роль играла честность. Знаменитое выражение "слово купца" отражало высочайшую ответственность за договор, составленный в устной форме. Вот только один жизненный факт. Государство не признавало браки, заключенные в старообрядческих церквах, а старообрядцы отказывались венчаться по обрядам официальной церкви. Нет законного брака — нет и законного наследника. Приходилось завещать свои капиталы церковной общине, которая потом передавала их в управление наследникам. Капиталы бездетных купцов оставались в общине. Из этих денег предприниматели-старообрядцы получали беспроцентные и бессрочные кредиты. И все это под честное слово.

 

Хотелось бы добавить: возвращение к былому процветанию России возможно. Если только каждый всем сердцем осознает: ложь, обман — это очень невыгодно. Грех пред Богом и осуждение ближних. Блаженной памяти митрополит Андриан во время посещения Миасса говорил: "Мы очень богаты, богаты не материальным — духовным. Древностью, духовным богатством предшествующих поколений".

 

Ольга и Виктор Суродины

 

"МИАССКИЙ РАБОЧИЙ", 9 октября 2008 г.

 

 

Категория: Новости из общин | Просмотров: 1629 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]