"Портал-Credo.Ru": Опубликован список религиозных организаций, в отношении которых Министерством юстиции Российской Федерации планируется подача исковых заявлений в суды о ликвидации. Многих этот список напугал вообще, а в особенности представителей тех религиозных организаций, которые в этот список вошли. Речь идет, в частности, о таких организациях, как Духовное управление мусульман (ДУМ) Поволжья, ДУМ "Ассоциация мечетей России", ДУМ Карачаево-Черкесии и Ставрополья, Богородская епархия Киевского патриархата, Казанско-Вятская епархия Русской Православной Старообрядческой Церкви, Суздальская епархия Российской Православной Автономной Церкви и т.д. Что могли нарушить эти объединения?
Анатолий Пчелинцев: У каждой конкретной религиозной организации могут быть свои нарушения, но чаще всего им ставится в вину непредоставление сведений о продолжении своей деятельности и об изменениях, произошедших в рамках объединения. Статья 32 Закона о некоммерческих организациях обязывает информировать об этом регистрирующие органы.
Однако следует отметить, что в России уже рассмотрено более десятка дел, по которым суды выносили решения в пользу религиозных организаций, поскольку наказание за то, что они не предоставляли сведения, несоизмеримо с формально допущенным нарушением. Ликвидация за неподачу информации – это все равно, что приговорить пешехода за переход дороги в неположенном месте к смертной казни. Ведь ликвидировать – это значит прекратить жизнь организации.
Европейский суд по правам человека также неоднократно указывал на несоизмеримость действий по ликвидации действующих религиозных объединений. Но Министерство юстиции в данном случае либо не знает о таких решениях международного и российских судов, либо игнорирует эти факты. Такая позиция вызывает сомнение в компетентности чиновников, принимающих подобные решения.
Более того, такие действия не соответствуют политике российского государства, которое гарантирует свободу совести и вероисповедания каждому. Повсеместная ликвидация религиозных объединений за мелкие нарушения ведет к грубейшему попранию прав человека в нашей стране и к самоизоляции государства.
– Какие причины могли привести к появлению подобного устрашающего списка?
– Возможно, причины носят сугубо субъективный характер. Данная позиция исходит от руководства министерства. К нам, в Славянский правовой центр, обратилось несколько религиозных организаций, упомянутых в этом списке. Их представители заверили нас, что делали все своевременно и уведомляли органы регистрации о своей деятельности и об изменениях. Они были удивлены позицией Минюста и готовы доказывать свою правоту в суде. Религиозные организации просят, чтобы в случае реальной угрозы их существованию мы представляли их интересы в суде. Помимо этого, к нам обратились и зарубежные журналисты за комментариями по этому поводу. Мне задают вопросы – будут ли в России в массовом порядке ликвидировать религиозные организации?
Успокаивает то, что подача исковых заявлений о ликвидации ряда организаций только планируется. Минюст лишь пытается показать всю свою строгость и силу. С другой стороны, многие религиозные организации расслабились и действительно не предоставляют сведений и не занимаются юридическим оформлением своей деятельности.
Вызывает также удивление односторонний подход в выборе объединений – в списке есть представители разных конфессий, но нет ни одной организации Московской патриархии, хотя даже по теории вероятности (в силу многочисленности) объединения РПЦ МП должны быть в этом списке.
Это социально вредная и непродуманная акция по "воспитанию" верующих и религиозных организаций. Очень хочется надеяться, что эти "савлы" в Минюсте вскоре превратятся в "павлов", а рвение некоторых чиновников по ликвидации церквей и целых церковных объединений не вызовет хаоса и дестабилизации государственно-конфессиональных отношений. Чиновники сами "не ведают, что творят".
Беседовал Роман Лункин, для "Портала-Credo.Ru" |