Дорога вдоль леса, ведущая в деревеньку Аукштакальняй, далеко не самая оживлённая. Видно, что недавно здесь были дожди и земля ещё достаточно влажная, ехать тяжело. Выходим из машины и идём по траве...
Ощущение такое, что здесь уже давно никто не живет: не видно ни людей, ни машин, ни домашних животных.
Входим в деревню с той стороны, где находится храм. Все заросло кустарником, везде буйно зеленеет трава. Проходим мимо дома наставника... Дом давно уже оставлен жильцами, ощущение какого-то живописного запустения не покидает.
Подходим к храму. Ограды кое-где уже нет, но ворота в церковный двор стоят крепко. Здесь, видимо, давно никого не было - дорога к храму заросла травой и молодой порослью кустарника.
Владимир и Екатерина Абрамовы первыми заходят в приоткрытую калитку
Ставни на колокольне открыты, но колоколов, кажется, нет.
Церковный двор зарос кустарником, еще несколько лет - и храм будет совсем не виден за зеленью.
Поднимаемся на крыльцо.
Храм закрыт, но одно из окон обветшало и вывалилось, через него заглядываем внутрь
В притворе все цело, лестница, ведущая на колокольню, в хорошем состоянии.
В самом храме - тишина и пустота. Похоже, богослужений здесь не было давно.
Обходим вокруг...
Мне очень хотелось увидеть этот храм, ведь история Аукштакальняйской общины была удивительной! По преданию, община была основана в середине XIX в. остальцами разоренной Дегуцкой обители. Первый храм здесь был построен в 1866 году, правда, просуществовал недолго: через три года его запечатали, книги и иконы вывезли, а здание то ли сломали, то ли продали с торгов. Христиан преследовали, запрещали молиться даже по домам. Но местные староверы были людьми с характером. Пятьсот человек подписали прошение с просьбой разрешить строительство нового храма. В 1873 году Виленский генерал-губернатор отказал поморцам. И тогда отсюда, из этой небольшой деревеньки, местные староверцы послали своих делегатов аж в Санкт-Петербург, к царю Александру II. Тот отказал. Но и отказ царя не смутил староверов. Продолжали добиваться своего еще десять лет, и все-таки добились. В 1883 году открыли моленную в частном доме, а в 1889 построили храм. После Манифеста 1905 года пристроили к храму купол и колокольню. Во время Первой мировой войны храм был сожжен, восстановили его лишь в 1920 году. И все это время здесь шли службы, сюда съезжались староверы окрестных сел. Были и свои наставники. После проведённой мелиорации и уничтожения окрестных деревень, с 70-х гг. ХХ в. начала пустеть и Аукштакальняйская община. К середине 90-х гг. здесь жили, и то, непостоянно, лишь три староверческих семьи. Живет ли кто сегодня - сказать трудно.
Видеть заброшенные храмы больно. И все же, обвинять кого-то в нерадении не поворачивается язык. Проблема эта - не только литовская. Сколько заброшенных староверческих храмов в России! Что касается Литвы, то здесь, по данным известного исследователя староверия Г.В.Поташенко, к началу XXI в. было 23 старых ветшающих староверческих храма. Кто будет восстанавливать их? Деревни, в которых они стоят, либо вообще опустели, либо перестали быть староверскими. Иногда в них остается лишь несколько староверческих домов, да и в тех, в основном, старики. У Высшего Совета ДПЦ Литвы таких денег нет. Да и для кого восстанавливать храмы? Кто будет содержать их? Кто будет посещать службу, если в округе порой не осталось ни одного старовера? Сохранить старые храмы как памятники культуры? - Вопрос опять упирается в средства на их восстановление и последующее содержание. Трудные вопросы, на которые так тяжело искать ответы...
Но главное в том, что ветшающие и заброшенные храмы - это все же не признак оскудения веры. Скорее, это отражение демографических процессов, которые идут в Литве в течение последних десятилетий. Деревни умирают - это печальный факт. Молодежь уже давно уезжает в города. И параллельно процессу упадка старых деревенских общин идет другой процесс - появление новых и рост существующих городских общин. За последние десятилетия открыты новые староверческие храмы в Зарасай, Утене, Шилуте, Шауляй, Ужусаляй, в том же Дукштасе и ряде других городов. Строительство нового большого храма планирует община Клайпеды.
Да и забытые деревенские храмы... У каждого из них своя судьба. 19 октября отмечалось 100-летие храма в Рустейках. Храм этот тоже был заброшен, и казалось, перспектив возрождения у него нет. Однако нашлась группа энтузиастов, храм восстановили, и в год столетия здесь возобновлены службы.
И еще один пример: летом нынешнего года трудами участников Первого летнего молодежного лагеря ДПЦ был приведен в порядок Никольский храм в Дудишках - службы в нем не совершались почти двадцать лет. А в этом году была проведена торжественная служба с молебном свт. Николе, крестный ход. Христиане окрестных сел решили, что теперь службы в храме будут совершаться регулярно - хотя бы по праздникам. Искренне хочется пожелать такой судьбы и Аукштакальняйскому храму.
Выйдя с церковного двора осматриваемся: кругом, по-прежнему, ни души... И все же, здесь не возникает ощущения умирания и заброшенности. То ли буйство зелени тому причиной, то ли хорошее состояние храма, то ли умиротворяющее действует идиллический сельский пейзаж...
Чуть в стороне, однако, есть признаки жизни: у сарая лежат тюки с заготовленным на зиму сеном. Похоже, где-то неподалеку - хозяйство фермера.
Покидаем деревню, так никого и и не встретив.
Добираемся до машины и вновь едем по направлению к трассе. Наш путь лежит в Салакас.
А места вокруг - потрясающей красоты. Это Аукштайтия - историческая область Литвы, лесной и озерный край. Мне довелось увидеть немало красивых мест, да и родные места удивительно хороши, недаром наши Жигули вдохновляли так много художников. И все же, пейзажи Аукштайтии не могут не восхищать!
Смешанные и сосновые леса, большие и маленькие живописные озера, река Швентойя... В Аукштайтии находится один из самых крупных Национальных парков Литвы, но мне показалось, что вся Аукштайтия - один прекрасный парк.
Фото "Самарского староверия"
|