"Портал-Credo.Ru": Как Вы оцениваете итоги Собора? По одним оценкам, он прошел успешно, по другим - "провалился", не решив проблему раскола в Церкви. Протоиерей Евгений Чунин: Я могу с уверенностью сказать – Собор состоялся. Несмотря на какие-то просчеты в его подготовке, он прошел по большей части успешно. Что ни говори, 170 делегатов – это уже показатель, а каждый из них "привез" с собой и свой собственный голос, свое мнение. Да, было несколько вопросов, мнения по которым разделились, но на то это и Собор, чтобы в разноречиях отдельных делегатов искать и находить общую позицию Церкви. В конце концов, результаты голосования примирили всех. Что же касается "проблемы раздорников" - да, она еще не решена окончательно, но кто сказал, что ее вообще можно решить "в два счета"? Те, кто с такой уверенностью судят о подобных делах, как правило, делают это безответственно. Но прошедший год многим открыл глаза на происходящее, ряд организаторов раздора коренным образом переоценили свое участие в нем. Слава Богу! Мы надеемся, что правда со временем окончательно восторжествует. - Как будет старообрядческая Церковь позиционировать себя дальше в современном мире? Стремиться к изоляции с целью сохранения наследия или к тому, чтобы в нее пришло как можно больше людей (несмотря на все опасности, которые это несет с собой)? - Мне кажется, что решения нынешнего Собора не были в каком-либо смысле "поворотными" и никак не изменили то позиционирование Старообрядческой Церкви, которое постепенно складывается за последние годы. Наша Церковь остается открытой обществу, открытой для всех, кто желает приблизиться к пониманию ее традиций, ее общественной позиции. Сегодня перед Церковью стоит очень много задач, больших и маленьких. Много дел я лично вижу в плане внутреннего развития Церкви, укрепления ее епархиальной структуры. Хотелось бы, чтобы этим вопросам уделялось более методичное внимание на всех уровнях нашей церковной жизни. Если говорить о сохранении наследия, то – ради чего? Все-таки именно для того, чтобы этим наследием можно было кого-то обогатить, не иначе. Поэтому сугубая изоляция напрочь перечеркивает ту общественную миссию Церкви, которая искони ей присуща. Другое дело – времена гонений и тяжелых невзгод: тогда, бывало, задача сводилась лишь к тому, чтобы "сохраниться" и "выжить". Но такое временное, вынужденное "выживание" ни в коем случае не должно быть самоцелью, оно может быть оправдано только обстоятельствами времени! Ну, а открытое участие в жизни общества, как и всякая вообще жизнь, всегда таит в себе определенные опасности – но как иначе? Пытаться, соблюдая стерильность, ограничить жизнь масштабами стеклянной пробирки? Я не сторонник этого. Беседовал Владимир Ойвин, "Портал-Credo.Ru" |