Главная » 2008 » Октябрь » 25 » Путевые заметки: Дегучяйское кладбище
20:59
Путевые заметки: Дегучяйское кладбище
Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф.5.16)
 
Из Салакаса мы едем в Дегучяй. Дороги в Литве отличные, ехать по трассе - одно удовольствие. Машина сворачивает к кладбищу. "Сейчас немного потрясёт", - извиняется Владимир. Действительно, сразу вспоминаются проселочные дороги в российской провинции.  
 
 
 
Оказывается, совсем небольшой участок грунтовой дороги до сих пор не заасфальтирован. Дегучяйская община бъётся над решением этого вопроса довольно долго. Самое обидное в том, что центральные власти готовы выделить деньги и прекрасно понимают необходимость приведения в порядок дороги на кладбище. А вот местное самоуправление помогать отказывается, искренне недоумевая, зачем нужно асфальтировать дорогу - ведь она ведет  не в торговый или развлекательный центр, не в поликлинику или школу. Ссылаются то на отсутствие денег, то на какие-то более важные дела, а воз и ныне там. Община надеется на то, что поможет Высший Совет ДПЦ Литвы. Возможно, представители руководящего центра Поморской Церкви будут для местных чиновников более авторитетны, чем простые прихожане.  
 
Заходит речь о взаимоотношениях с властью. Как ни странно, рассказывают Владимир и Екатерина, часто гораздо проще найти общий язык с чиновниками-литовцами, чем со своими же, русскими. Литовцы - католики, основная масса населения была верующей и в годы советской власти. Литовским чиновникам не надо объяснять, что храм - это важно, что кладбища нужно содержать в надлежащем виде. Для них это - аксиома. А вот русские чиновники таких вещей зачастую не понимают. А может быть, боятся, что их заподозрят в особых симпатиях к русскому населению.   
 
 
Мы подъезжаем к кладбищу.  Я видела множество фотографий, сделанных здесь, и кажется, что все тут будет знакомо. Но вот от этого входа вид открывается совершенно новый, такой я часовню еще не видела. 
 
Медлю у входа - не верится, что мне все-таки довелось побывать здесь, тем более, с Владимиром и Екатериной, благодаря которым кладбище и часовня приняли свой нынешний вид. К Дегучяйской общине у меня особое отношение. Не только потому, что когда-то здесь была Дегуцкая обитель - духовный центр староверия в Балтии. Не менее замечательна и современная история часовни и кладбища, о которой мы не раз писали на сайте. Есть у нас и страничка Дегучяйской общины. Работая над ней, мне посчастливилось познакомиться с Владимиром и Екатериной - сначала заочно, через Павла Петровича, которому они присылали фотографии и материалы, а вот теперь и лично. 
 
 
 
Проходим на кладбище. Рядом с часовней - надгробие Елизаветы Ивановны Колесниковой, в доме которой мы только что побывали. Останавливаемся... Вечная ей память!
 
 
 
Владимир открывает часовню. Еще раз поражаюсь тому, как много здесь сделано, особенно, если сравнивать сегодняшнюю картину с теми страшными фотографиями, на которых видно состояние часовни и кладбища до восстановления.  
 
 
 
 
Вот так выглядела часовня еще несколько лет назад: мусор, щели, проваливающийся земляной пол, сбитая с петель дверь, протекающая, с прорехами,  крыша, заколоченные окна...
 
 
 
А так она выглядит сейчас. Восстановленную часовню освятили 2 июня 2007 года, на праздник Св. Троицы. Тогда здесь было еще не так красиво. Постепенно часовню обустраивали: иконописец Н.В.Портнов изготовил распятие, были подарены иконы, изготовлены подсвечники. Последние приобретения - лампады и литые кресты, коврики на полу. Теперь здесь очень уютно.
 
 
 
В центре часовни погребены основатель кладбища, духовный наставник Тит Антонович Танаев и его преемник, духовный наставник Григорий Васильевич Танаев. Вечная им память! 
 
 
 
 Сведения об этом захоронении есть и на мемориальной доске у входа в часовню
 
 
 
Павел Петрович Корнишов не раз бывал здесь, он освящал часовню. Теперь Екатерина показывает ему последние приобретения общины - лампады и литые кресты 
 
 
 
Выходим из часовни. Хочется увидеть памятник, установленный здесь почти двести лет назад в честь семьи Танаевых. И вот он, недалеко от входа в часовню. На памятнике надпись: «Лета 7327 (1819) преставился Тит Антоныч, фундатор моленны и кладбища сего. Первому Титу Танаеву и их Танаевых фамилии всей в вечную память поставлен крест сей».  
 
 
 
Идем по кладбищу... Здесь погребены многие известные наставники и церковные деятели. Один из них -  духовный наставник Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины Лазарь Памфилович Касаковский (1914-1991), уроженец Зарасайского района Литвы. Вечная ему память!
 
Читаем надписи на могильных камнях: Котельниковы, Портновы, Бондаревы, Прусаковы, Семеновы, Рыбаковы, Фадеевы, Никитины, Егоровы... Кажется, что все это я уже видела: на кладбищах Вильнюса, Швенчёниса, Аукштальняй. Эти же фамилии встретятся и на других староверческих кладбищах. Возможно, это не члены семей, а лишь однофамильцы известных церковных деятелей, а может быть, все они - дальние родственники, потомки тех староверческих родов, которые когда-то обосновались на этих землях.
 
Глядя на это ухоженное кладбище, невольно вспоминаешь наши погосты, где рядом с ухоженными могилами можно встретить заросшие крапивой надгробия, а то и варварски выдранные из земли  старые и заброшенные  памятники - это работники кладбища готовят места для новых захоронений. Сравнение, увы, не в пользу наших кладбищ. А ведь еще недавно и  здесь, в Дегучяй,  все было совсем по-другому.
 
  
 
 
Вот так Дегучяйское кладбище выглядело еще несколько лет назад. Кладбище старинное (основано в 1782 году) и, конечно, оно постепенно ветшало. А зимой 2004 года здесь прошел сильный ураган. Сила ветра была такой, что с корнем вырывало деревья, ломало кресты, опрокидывало памятники. Но самое страшное то, что с корнями упавших деревьев на поверхности оказались и некоторые захоронения: часть  могил была размётана, обнажились останки погребённых. Четыре месяца кладбище пребывало в таком виде - и никому до этого не было дела. А потом здесь оказались супруги Владимир и Екатерина Абрамовы. Они и забили тревогу. Пригласили представителей местной власти, журналистов, обратились к староверам. А пока не пришла помощь, Владимир и Екатерина стали вдвоем приезжать сюда: убирали мусор, поднимали памятники, кресты, тяжелые надгробия, иногда наполовину вросшие в землю.
 
На призыв Абрамовых не сразу, но откликнулись: начался сбор средств,  работы по восстановлению кладбища, а затем и часовни. И, казалось бы, невозможное, случилось: к 225-летию со дня основания кладбища оно  приведено в порядок, восстановлена и освящена часовня.
 
 
 
Сегодня уже ничто не напоминает о прежнем разорении: везде чистота, ни одного сломанного креста или надгробия, трава аккуратно скошена, всюду цветы, оградки и скамеечки покрашены.
 
 
 
Все эти старинные надгробия были подняты, установлены, очищены от мха и грязи. Стало возможным разобрать сделанные несколько столетий назад надписи. Причем, надписи порой почти не видны,  и тогда Владимир, присев на корточки, прикасается к надгробию, и, словно буквы из азбуки Брайля, кончиками пальцев ощупывает почти стертые от времени надписи, слово за словом разбирая их. 
 
 
 
Проходим по расчищенным и выложенным плиткой дорожкам. Недавно здесь проведен водопровод, и теперь родственники усопших в любое время могут приехать, чтобы посадить и полить цветы. Когда мы приехали сюда,  здесь тоже были люди. В нескольких местах они убирали начавшие опадать листья, сажали цветы, поправляли могилы. Владимира и Екатерину здесь знают, кажется, все. С ними уважительно здороваются, задают вопросы. А сами Абрамовы, похоже,  знают здесь каждый могильный камень. И не удивительно: сколько сил они отдали обустройству кладбища! 
 
 
 
А теперь Владимир и Екатерина выступили инициаторами установки Креста в память о староверах Дегуцкой обители, а также всех умерших староверах, имена которых неизвестны, и которых некому помянуть. Мы поднимаемся на самое высокое место кладбища - именно здесь будет установлен памятный Крест.
 
 
 
 
Владимир хочет посоветоваться с Павлом Петровичем относительно места установки Креста.  Но уже понятно, что место выбрано очень удачно. Вид отсюда прекрасный, видна деревня Дегучяй, а Крест будет виден из каждой точки кладбища, из деревни и с проходящей мимо кладбища дороги.
 
 
 
Любуюсь видом и пытаюсь как-то спрятаться от ветра. Владимир заранее предупредил, что на кладбище всегда очень ветрено, особенно на вершине холма, и я оделась тепло, но ветер здесь на редкость пронизывающий. Стою, съежившись, и думаю: каково же было Владимиру и Екатерине? Каждый выходной они  приезжали сюда из Висагинаса и вдвоем поднимали и устанавливали упавшие или вросшие в землю надгробия. У них дом, серьезная работа, им, как и всем нам, наверное, очень хотелось отдохнуть. Но они ехали сюда вдвоем, когда еще не было помощников, не было и самой общины. Когда совсем не было ясно: получится ли здесь что-нибудь, удастся ли восстановить кладбище? Они просто были уверены: это нужно делать. И делали.
 
Представляю себе две фигурки под холодным, пронизывающим ветром. Работы - непочатый край. Помощи нет. Спрашиваю себя: могла бы я так? И понимаю - не хватило бы духа.  То, что сделали и продолжают делать они - это подвижничество. Настоящее, без натяжки. Но сами они не считают свои труды чем-то особенным. Для них это просто и очевидно: раз нужно делать - они делают. Я даже ни разу не смогла сфотографировать их вдвоем где-нибудь на фоне кладбища или часовни. "Ой, нет-нет, про нас не надо писать, нас не надо снимать", - машут они руками. Даже на тех фотографиях, которые мне присылали, их едва можно было увидеть: первые в работе, на торжествах они были вечно в тени, за спинами других...  
 
Удивительные люди... И, глядя на них, пробуждались другие. Появились первые помощники,  возникла община. И вот - результат их труда.     
 
 
 
А мои спутники тем временем обсуждают технические детали установки креста... Тогда, стоя у таблички с надписью "Здесь будет установлен памятный крест", я думала, что все это - дело отдаленного будущего. Однако стоило вернуться домой - а из Дегутей уже пришли радостные вести. На кладбище успели залить фундамент под Крест, началось изготовление самого Креста, подготовлено основание под него. "Такие хорошие люди нам помогают!" - пишут мне Екатерина и Владимир. И я верю, что это так: к таким чудесным людям, как Абрамовы, тянутся добрые люди. Помощи Божией Владимиру, Екатерине и их помощникам!
 
 
 
 
Спускаемся вниз, Владимир закрывает часовню. Покидаем кладбище, но еще не покидаем Дегучяй...
 
Фото "Самарского староверия"
Категория: Новости Самстара | Просмотров: 2952 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]