18 сентября на странице «Вера. Надежда. Любовь» была опубликована статья «О чём звонит колокол», в которой было рассказано о возвращении в Россию старинной звонницы московского Свято-Данилова монастыря. Упоминался в статье и чудом сохранившийся уникальный иконостас Соловецкого монастыря, выкупить который из заграничной частной коллекции никак не удаётся. Говорилось и о том, как в печальное время первых лет советской власти многие православные святыни изымались, выкрадывались и, в конечном счёте, оседали в частных коллекциях, в большинстве случаев — зарубежных. И вот в нашу редакцию поступил совершенно неожиданный отклик…
Что мы знаем о расколе?
Обратившиеся в редакцию новосибирские староверы поблагодарили нашу газету за объективные публикации. Именно объективные, так как всяческих несуразиц и небылиц на старообрядческую тему публикуется немало. Помнят староверы и о нашей акции по поводу 100-летия Новосибирской старообрядческой общины — год назад «Вечёрка» поместила четырёхполосный вкладыш, посвящённый этому событию. А что касается вышеупомянутой статьи, то старообрядцев порадовало, что мы приоткрыли не многим известную историю разгрома царскими войсками Соловецкого монастыря — оплота старой веры.
Вот только фраза «когда же благочестивые воины зашли в церковь, чтобы помолиться после трудов праведных по искоренению ереси…», их слегка обидела. Какое благочестие может быть у воинов, которые жестоко истязали взятых в плен защитников монастыря, в том числе и духовных лиц? И почему «ереси»? Разве равноапостольные князья Владимир и Ольга, святой благоверный князь Александр Невский, преподобный Сергий Радонежский и другие столпы русского православия, жившие до Никоновых реформ, были еретиками? Конечно, нет. Этими строками, завершающими рассказ о страшной расправе над беззащитными, автор статьи хотел подчеркнуть, насколько цинично обосновывались зверства, совершаемые над сторонниками старой веры. Проще всего объявить всех, не желающих мириться с новшествами, еретиками и дать зелёную улицу по их искоренению.
А что знают современники о Великом расколе, кроме того, что двуперстие сменилось на троеперстие? Ещё одна распространенная версия — дескать, исправили грамотные люди ошибки, накопившиеся за столетия при неоднократной переписке в богослужебных книгах, а закостеневший русский народ этого не принял. Как это происходило на самом деле, пишет в своей книге «Русское старообрядчество» Сергей Зеньковский: «В отдельных, очень редких, случаях эти перемены улучшили перевод или сделали более понятными и осмыслили тексты молитв и песнопений. Но в большинстве случаев они были не нужны и крайне спорны, так как обосновывались на более поздних греческих текстах, чем русские печатные издания. Для большинства прихожан и духовенства эти бесконечные перемены казались полной революцией в уставе. Прихожане не слышали привычных слов молитв, а духовенство, знавшее богослужение наизусть и произносившее в течение многих лет и десятилетий привычные слова и выражения, могло только с большим трудом переделать себя и свою память.
Не внося почти что никаких улучшений текста или порядка богослужения, все эти нововведения затрудняли службу духовенства, вносили хаос в церковную службу и, что было особенно опасно, подрывали веру прихожан в осмысленность, благочестие и правильность устава… Кроме того, после выхода нового Служебника оказалось, что отдельные его новые издания не сходятся между собой… так как неопытные и часто не очень серьёзно бравшиеся за свою работу правщики сами постоянно сбивались, путали и делали новые ошибки, которые были часто хуже прежних… Психологический эффект всей правки Служебника, к чему фактически и свелись все «реформы« Никона, был ужасен».
Как издаются книги новые
Тем, кто захочет узнать, насколько обоснованны вышеприведённые утверждения, можно порекомендовать книгу Бориса Кутузова «Церковная «реформа« XVII в. как идеологическая диверсия и национальная катастрофа», совсем недавно отпечатанную в Новосибирске барнаульским Фондом поддержки строительства храма Покрова. Автор — церковный историк и регент Спасского собора Адроникова монастыря Русской Православной Церкви Московской патриархии — написал монографию по истории русского Раскола. В книге с тщательно подобранными ссылками на бесспорные исторические источники красной нитью проходит мысль о политической причине церковной реформы XVII века — именно политической, а не богослужебной. Кстати, автор считает, что как таковой реформы и не было, поэтому принципиально закавычивает это слово.
Следующая содержательная часть книги отображена в словах православного подвижника начала ХХ века архиепископа Уфимского Андрея (князя Ухтомского): «Вся наша казённая полемика со старообрядцами всегда была сплошною клеветою на старообрядчество».
Немало страниц сравнительного текста посвящено бездумному переводу старых книг. Тут и явные тавтологии типа «пешешествовав» (шествовал пешком) вместо «шествовав», и усложнения понятий («здех» вместо «зданиих), и замена порядка слов в предложениях, приведшая к кощунственным трактовкам (примеры таких замен приводить просто страшно, но, слава Богу, к настоящему времени почти всё исправлено).
Книга Бориса Кутузова, несмотря на сложный материал, читается на одном дыхании. Приобрести её можно в старообрядческом храме в честь Рождества Богородицы, что недалеко от Заельцовского кладбища. Там же можно ознакомиться с другой только что изданной книгой — «Правда старой веры» Ивана Кириллова (переиздание книги, выпущенной в 1916 году). Это одна из лучших книг о старообрядчестве, из которой современный читатель может почерпнуть очень много интересного. В частности, узнает, что на Руси, оказывается, была инквизиция, которую учредил Синод по отношению к старообрядцам. В Москве сидел «протоинквизитор«, а в каждой епархии находился «провинциал-инквизитор». При Екатерине I эта структура с жутким названием была переименована в «раскольничью контору».
Как воруют книги старые
Отпечатанные в Новосибирске книги барнаульского фонда заняли достойное место в библиотеках сибирских старообрядцев — как известно, книга для староверов больше, чем книга. Это овеществлённая духовная связь со своими предками, в течение столетий бережно хранившими издания «неиспорченных» текстов, среди которых есть и рукописные. Вот эти древние рукописные книги и привлекают внимание не только специалистов, но и различного рода проходимцев. Оно и понятно — стоимость таких раритетов достигает нескольких сот тысяч рублей.
В нашем городе произошло несколько неприглядных историй, когда старообрядцы доверили внешне вполне добропорядочным людям уникальные древние книги из своих домашних библиотек и не получили их обратно. Взявшийся за журналистское расследование этих случаев ваш корреспондент даже не мог представить, что в одном из них столкнётся с беспредельной низостью, облечённой в милую улыбку и благочестивую внешность, и сам попадёт в расставленные сети. История эта пока не закончилась, и до вполне вероятного судебного разбирательства более подробно писать о ней пока не будем.
Самое печальное, что, столкнувшись с такой ситуацией, старообрядцы собираются разослать своим сибирским единоверцам письма с предупреждением быть осторожными со всеми, кто выказывает интерес к древним книгам. А это означает, что настоящие учёные, которые кропотливо собирают старинные книги и рукописи, столкнутся в научных командировках с непредвиденными трудностями. И всё из-за человека, полностью охарактеризовать поведение которого, к сожалению, не позволяет формат нашей страницы.
Валерий Мельников
|