"Портал-Credo.Ru": На староверческом Преображенском кладбище в Москве 24 октября начался снос древних могил. Освободившиеся места готовят для "коммерческой" продажи. Какую идеологическую и правовую оценку Вы можете дать происходящему?
Сотрудник Института религии и права Инна Загребина: Россия является страной с большим разнообразием различных религиозных направлений. Одна из главных причин, которые порождают конфликты в этой сфере, – это преступления, разжигающие религиозную ненависть и вражду.
Если бы разорение захоронений совершили не представители государства, а просто какой-то человек, то совершенное можно было бы рассматривать как преступление и квалифицировать по ст. 244 Уголовного кодекса РФ. Формулировка ч. 1 статьи звучит так: "Надругательство над телами умерших либо уничтожение, повреждение или осквернение мест захоронения, надмогильных сооружений или кладбищенских зданий, предназначенных для церемоний в связи с погребением умерших или их поминовением…". Конечно, поскольку решения принимали чиновники, их действия не подпадают под эту статью, хотя все формальные признаки надругательства над могилами содержаться.
Все подобные случаи вандализма всегда становятся известными, а правоохранительные органы берут их расследование под свой контроль. К примеру, в июне 2008 года в Уфе неизвестными лицами были осквернены места захоронения трех священнослужителей на Демском кладбище. Вандалы сломали кресты на могилах и выкинули табличку с надгробий. Естественно, что было возбуждено уголовное дело по ст. 244 УК РФ.
- Нарушает ли данная ситуация права верующих – староверческой Преображенской федосеевской общины?
- Староверы вполне могут расценивать произошедший снос могил как акт вандализма, осквернения и надругательства над древними захоронениями. Это, безусловно, не делает конфессиональную обстановку в Москве более мирной, а еще раз подчеркивает, что религиозный вопрос (а особенно отношение к тем, кто находится вне РПЦ МП) остается одним из самых острых.
Ситуация вокруг Преображенского кладбища нетерпима как для общества, так и для государства. Ведь даже с самой обычной человеческой точки зрения – это кощунство. То, что для людей свято, запросто может быть продано за деньги в качестве места для другого захоронения. Это дико. И это является фактом публичного оскорбления религиозных чувств. Моральный и нравственный аспект тут, безусловно, присутствуют.
Учитывая все это, в этом деле должна разобраться и принять меры прокуратура, тем более что Москомнаследие признает захоронения староверов двухсотлетней давности памятниками культуры.
Беседовал Роман Лункин,
для "Портала-Credo.Ru" |