Одна из заключительных записей в "Дегуцком летописце" - известной староверческой летописи, составленной насельником Дегуцкой обители, посвящена деревне Дегути:
"Ковенской губернии Новоалександровскаго уезда в Солоцком ключе казённое имение двора Тыльтишек есть озеро Самани, при нем деревня Дегути, в ней же молитвенный храм староверский во имя Пресвятыя Богородицы честнаго и славнаго ея Покрова и кладбище староверское. Через Дегуци проведена каменная дорога, а при дороге в Дегуцех устроены достопримечательные предметы: 1 -литовское кладбище, 2 - дорожная казарма (или кашарка), 3- почтовой двор, 4-постоялой двор (то есть заездной двор, или корчма), 5 - при корчме Ригская дорога. Вот какие Дегуци!"
Помню, невольно улыбнулась, впервые читая столь непосредственное и восторженное: "Вот какие Дегуци!" Запись была сделана в 1849 году, а через два года, в 1851 году, Дегуцкая обитель подверглась разорению и опустошению.
Почему-то я решила, что от старинных Дегутей осталось лишь староверческое кладбище. Каково же было мое удивление, когда, уже приехав на кладбище и увидев рядом деревушку, я услышала: "А это Дегути"! О том, что мне придется пройти по Дегутям, я и не мечтала!
Мы покидаем кладбище и заезжаем в деревню. Как я уже успела заметить, деревни в Литве бывают двух типов. Одни похожи на наши, российские: прямые улицы, ряды огороженных заборами домов. А есть и другие: дома и хозяйственные постройки в них живописно разбросаны среди зелени. Впечатление такое, что это и не деревня вовсе, а просто несколько расположенных рядом хуторов. Выглядят эти небольшие деревушки очень живописно и уютно.
Именно ко второму типу деревень относятся Дегути. Ни заборов, ни четко прочерченных улиц. Среди зелени то тут, то там разбросаны домики и разнообразные постройки. Дома красивые, добротные.
Мы идем к одному из них. Здесь живут староверы, помощники Владимира и Екатерины.
На пороге нас уже встречает хозяйка. Знакомимся, просим показать нам двор и деревню.
У дома висят домотканные коврики. Когда-то я видела такие в Одессе - это гуцульские килимы (примечательно, что и по-литовски "килимас" - ковёр). Килимы привозили на одесский Привоз жители Карпат. Помню, у бабушки даже было два таких: солнечные, желто-коричневые, с геометрическим орнаментом. Больше я таких ковриков нигде и никогда не видела - и неожиданно встретила в Литве.
Правда, здесь они не яркие, а сдержанных серых тонов. Для гуцулов килим - это и ковер, и одеяло, и накидка, и украшение. Пытаюсь вспомнить историю с географией и как-то сопоставить Карпаты и Литву. С версиями не густо... Тогда я еще не знала, что в Тракае увижу такие же домотканные коврики, но уже у караимов. Удивительно, как пересекаются иногда культуры разных народов!
А это ледник. В Литве такие можно встретить в каждой деревне и в небольших городах, где есть частные дома. Здесь хранили и до сих пор хранят продукты.
Подходим к леднику и заглядываем внутрь. Внизу - погреб. Ледники здесь бывают двух видов: сухие (по сути, обычный погреб) и собственно ледники. В "настоящем" леднике погреб изнутри выложен валунами - чтобы держать холод. Зимой его заполняют снегом или льдом, после чего продукты в нем можно хранить все лето. Заглядываем вниз - видны валуны. Значит, это самый настоящий ледник.
Конечно, сегодняшняя деревня Дегучяй отличается от старинных Дегутей. Путешественника вряд ли заинтересуют те "достопримечательные предметы", о которых писал летописец. "Почтовой двор" в середине 20-х гг. ХХ в. был переоборудован в католический костел, затем, при советской власти, в клуб, позднее вновь передан католической общине. "Каменная Ригская дорога" превратилась в современную трассу. Судьба постоялого двора с корчмой и "кашарки" неизвестна. Сохранилось лишь литовское кладбище, оно расположено в стороне от староверческого. Но зато в Дегутях сохранились иные достопримечательности, которые гораздо интереснее корчмы и "кашарки". Владимир и Екатерина просят хозяйку показать нам старинную баньку, которой уже двести лет.
И вот она, знаменитая банька. Она до сих пор действующая. Хозяйка открывает нам дверь. Заходим внутрь, сначала в предбанник, затем уже собственно в баньку. Пока глаза не привыкли к темноте, внутри почти ничего не видно, но постепенно из темноты выступают деревянные скамьи, большая кадка, груда валунов. Дверные проемы очень невысокие, проходить нужно согнувшись. "Староверческое строение, надо кланяться", - подшучивает Павел Петрович.
Топится банька по-черному. Подумать только, она стояла в деревне в те времена, когда здесь только строили часовню, когда процветала Дегуцкая обитель, и потом, когда ее разоряли. До сих пор ее регулярно топят и уже трудно сказать, какое по счету поколение местных староверов наслаждается парной.
Прогуливаемся вокруг... В этом году в Литве невиданный урожай яблок. Яблони просто усыпаны плодами, ветки прогибаются под их тяжестью. Фотографии не могут передать, насколько красочны усыпанные красными яблоками ветви, но в действительности это очень красиво.
Проходим по деревне. Ей двести с лишним лет, сколько поколений староверов видела она на своем веку! И нет здесь ни запустения, ни ветхости. Деревня и впрямь хороша! Теперь я, кажется, понимаю автора Дегуцкого летописца с его восторженным:"Вот какие Дегуци!"
Фото "Самарского староверия"
|