На колокольню храма Покрова Пресвятой Богородицы ведет узкая винтовая лестница. Из-под ног с маленьких побеленных ступенек разлетаются голуби. И открывается вид на хутор Новопокровский, что в Приморско-Ахтарском районе. Здесь живут 843 человека, 90 процентов из них – староверы. Основной род их занятий – натуральное хозяйство. То есть ЛПХ. Аккуратные дома, ухоженные огороды, женщины в ярких костюмах со всех сторон степенно идут к церкви. В пять часов вечера здесь начнется служба. Это непередаваемо странное чувство – своими глазами видеть едва ли не допетровскую Русь. И говорить с людьми, трепетно хранящими традиции, которые были заложены еще в XVII веке, когда их предки отделились от официально действующей тогда на Руси церкви.
Хранимые верой
В середине XVIII века казаки-некрасовцы из-за раскола церкви покидают Прикубанье. 1600 семей старообрядцев отправляются морем в Добруджу (местность между Дунаем и Черным морем). Другая их часть переселилась в Малую Азию и район озера Майнос. В 1911 году правительство Николая II удовлетворило ходатайство некрасовцев о возвращении на Родину, и в 1912-1913 годах в Россию из Турции вернулись 140 семей.
Хутор Новонекрасовский основали 6 семей, обособленно живших на пустыре, и в 1918 году еще одна группа переселенцев прибыла на Кубань, в станицу Прочноокопскую, что близ Армавира. Там они прожили до 1921 года и все это время хлопотали о наделении их землей. Своими просьбами они беспокоили непосредственно вождя мирового пролетариата. В результате им были выделены земли в районе Ахтарского лимана, Соленого озера и Гумяного лимана в Таманском отделе Кубанской области. В 1921 году был основан хутор Некрасовский, где поселилось 150 семей переселенцев из Турции. В это же время на постоянное место жительства приехали 120 семей староверов из Румынии, Болгарии и Турции, основав рядом хутор Новопокровский. Затем еще в течение десятилетий в эти хутора приезжали старообрядцы. И оставались. Теперь уже, похоже, навсегда. Совсем недавно в Новопокровский переехали и одноверцы из Грузии. Район, где они живут, в народе называется «Гамсахурдия»...
В трудах и молитвах
Сейчас главная достопримечательность хутора Новопокровского да и всей округи – старообрядческий храм Покрова Пресвятой Богородицы. До 90-х годов прошлого века здесь стояла другая, старенькая церковь. Рассказывают, кругом была такая благодать, что по оставшейся от трактора колее в дождь рыба прямо к домам подходила! Церковь обветшала, там стало просто опасно находиться, и начали строить новую. Своими руками. Ни один сторонний мастер задействован не был. Даже главный купол, который сейчас изнутри действительно светится небесным голубым светом, - сами клали.
- Строили четыре года, а когда все закончили, то распили баллон вина и в него положили записку с именами тех, кто строил. И замуровали. Может, кто-то когда-нибудь найдет, вспомнит о нас, - рассказывает настоятель храма отец Григорий. Вход в церковь устлан обычным ковром. Во время праздников по нему проходят сотни человек - в храм приезжают старообрядцы из соседних хуторов. Любят покровские жители яркие краски. Красивые ризы у священников, цветные пелены в храме на аналоях, все иконы в изобилии украшены искусственными цветами. На входе на стене висят вышитые бисером лестовки. Это такие кожаные треугольники на шнурке, по смыслу - те же четки. Их перебирают во время молитвы, чтобы со счета не сбиться. Храм не отапливается. Так было заведено в Древней Руси.
Раскольничий батюшка затрудняется сказать, чем отличается старообрядческая церковь от канонической.
- Я не знаю. Не бывал в православных церквях. Грех, - говорит отец Григорий и тут же пускается в рассуждения совсем другого толка. - Вот говорят, что попам хорошо жить. Я не знаю, каким это попам. Рассказывали, правда, историю, как какой-то батюшка ставил магнитофон с записью службы, а сам уходил по своим делам. Это как же можно, «под фанеру»?
Служба в старообрядческой церкви длинная, поэтому есть даже молитвы, во время которых можно сидеть. Не разрешается заходить в храм женщинам с подстриженными волосами. Бритый мужчина не может молиться вместе с другими. Даже если пришел безбородый, то он молится отдельно, а остальные - все вместе, синхронно.
- Я по телевизору смотрел православные службы, где и Путин молится. Кто когда захотел - перекрестился. У нас такого нет, - делится наблюдениями настоятель. В церковь ходит много детей. Особенно на родительскую субботу, когда раздают конфеты.
Верующим категорически запрещено курить. Курящих даже не отпевают. В Новопокровском вообще нет наркоманов. Истории о случайных встречах с залетными любителями запретного кайфа здесь пересказывают друг другу как байки об НЛО и констатируют: «Плохие чужие у нас не задерживаются». Для того чтобы принять в свою церковь человека другой веры, его надо сначала очистить от ереси. Если такое происходит, то это староверы считают своей большой победой.
...Есть на окраине хутора и православная Свято-Никольская церковь. С виду – обычный дом. Только с куполом и пустующий.
- Эту церковь создал святой человек - отец Михаил. Сейчас в ней постоянного настоятеля нет, и молиться приходят два-три человека, - говорит глава Новопокровского сельского поселения Георгий Годына. Хуторяне - очень работящий народ. Они на 80 процентов обеспечивают район рассадой. Труд на подсобных хозяйствах, конечно, тяжелый. Особенно несладко приходится весной, когда в Новопокровском начинаются подтопления.
Это как же - Бога нет?
Имена у местных жителей все диковинные, данные им по старинным книгам - Макавей, Ялуп, Гликерия, Михей, Васса, Агей, Полиект. Бабушке Февронье, когда она приехала из Румынии, было лет двадцать, а сейчас, как сама сказала, «восемьдесят с чем-то».
- Жутко было. Приезжаем, а здесь говорят: «Бога нет». Это как же - Бога нет? Мы в поле выйдем работать и песни наши поем (музыкальный фольклор новопокровских старообрядцев – уникальное явление. На чужбине им удалось сохранить свои певческие традиции. Отсюда и древность музыкальных произведений. Это, например, духовный стих о Георгии Победоносце и Змее, близкий к былинам; песни с историческими сюжетами, в которых упоминаются Наполеон, Игнат Некрасов. - Авт). Обедать мы всегда садились с молитвой. Что же я собака - за стол без молитвы?
Справедливости ради надо сказать, что по переселении на Кубань староверы находились на особом положении, что позволило им избежать ряда трудностей, с которыми сталкивалось местное население, в том числе и притеснений, связанных с борьбой советского государства против церкви. Со второй половины 20-х годов религиозная политика государства переориентируется с прямой борьбы против Русской православной церкви и других традиционных конфессий на поддержку альтернативных направлений и сект. Попытки заигрывания со старообрядчеством имели идеологический подтекст, представляющий советский строй гарантом свободы вероисповеданий.
Из донесения уполномоченного по Краснодарскому краю в Совет по делам религиозных культов от 30.05.1945 г.: «Ко мне обратились граждане х. Новопокровского, принадлежащие к старообрядцам-беглопоповцам, с просьбой не производить регистрацию общины до приезда священника, который у них находиться не будет, а только даст благословение на регистрацию, т.к. верующие принимать регистрацию не могут. Из беседы с председателем райисполкома Онипко выяснилось, что они боятся печати, называя ее «антихристовой печатью», отказываются получать паспорта. Тов. Онипко сказал, что если им запретить молитвенные собрания, то в хуторе это будет событием, это их обострит, и они, возможно, прекратят работу в колхозе. Оставить их без регистрации, исходя из ваших указаний, не могу. Запретить молитвенные собрания будет неправильно, тем более что председатель райисполкома тов. Онипко просит оставить их в покое. Прошу вашего разъяснения по данному вопросу».
...Бабушка Февронья сейчас слышит очень плохо, но поет громко и все помнит. Даже как в детстве ее маленькая желтая собачка в пургу вывела к церкви. Тогда она в этом увидела знак.
- Сейчас я в церковь не хожу. Голова кружится. Теперь уже буду в храме, когда понесут. Думаю, что дети мои молиться не будут. У сына раньше борода была, а теперь обрезал. Теперь женщины в брюках ходят и волосы стригут. Сейчас вроде все есть, а жизнь печальная. Раньше жили голоднее, но радостнее, были ближе друг к другу и к Богу. Тогда бесы связаны были, а теперь они на воле из-за нашего безверия. Пропадаем. А мой Филиппович все меня никак не вызывает, - со слезами смотрит старушка на семейный портрет, где она рядом с бородатым супругом.
Раскольническое платье
- Одежда у нас эта специальная, церковная. Вот как у батюшки риза, в которой он только на службу ходит, - так и у нас. Женщинам обязательно надо носить платок, пояс, - рассказывает направляющаяся в церковь Степанида Скачкова. - К церковной одежде испокон веков старообрядцы относились особо. Церковную одежду стирают вообще в отдельном тазике, чистом. После стирки и полоскания еще ополаскиваем под проточной водой вещь с Иисусовой молитвой.
Вообще, на своеобразие одежды наложили отпечаток межэтнические связи и верность заветам предков. В ней сохранились, например, черты костюма допетровской Руси. Кстати, в 1722 году Петр I издал такой указ: «Раскольникам и бородачам, какого они звания ни были, носить же указанное раскольническое платье, чтобы оные по тому во всех местах явны были»...
Старообрядцы по причине религиозной замкнутости сохранили многое, в том числе и в костюмах. Но вековое проживание бок о бок с румынами, турками, украинцами отразилось и в их нарядах. “Бисер везде использовался, потому что он всю красоту делал. Бисер принесли к нам из Турции, то ли с других каких мест, тогда в Румынии не было ничего», - говорят староверы. Пояс в костюме старообрядцев - вещь особенная. И даже не вещь, а магический символ. Это - оберег, связанный с верой в силу круга, замыкающего пространство. С поясом соотносят и жизнь, и здоровье его обладателя. Пояса, которые сейчас носят новопокровские старообрядцы, в основном были сделаны в середине XX века в Румынии. Увы, на хуторе не осталось мастеров, владеющих такой техникой ткачества.
Колоритная глушь
Отшельники-староверы в последние годы стали одной из самых колоритных достопримечательностей нашего края. Благо, живут они в таком месте, что любой нормальный турист несколько раз подумает: стоит ли бить ноги в эту глушь из простого любопытства? Зато ученые-этнографы долго не думают. Специалисты научно-исследовательского центра традиционной культуры Кубанского казачьего хора здесь частые гости.
...Аня Никитина и Лена Буренкова - двенадцатилетние, модные, в брюках цвета хаки, в темных очках. Случайным взглядом узнать в них старообрядцев сложно. Но более глупого вопроса, чем «ходите ли вы в церковь?», они, кажется, никогда в жизни не слышали.
- Конечно. На все праздники. Нас с детства приучили. Это же наша жизнь.
O.Воронкова
Пульс недели (Ейск), №43 от 22.10.08
|