Сегодня в программе "Американская история сегодня" Боб Доусон покажет нам место, до которого не каждый сможет добраться - изолированная деревня окруженная дикой природой Аляски. В этом месте, которое находится в нескольких сотен миль от Анкориджа, время словно застыло. Сегодня оно будет транслироваться по телевидению впервые.
В этом месте прошлое не умирает; дикая природа возрождает сама себя. Тоже самое происходит и со здешними жителями. Ритм их жизни не изменяется вот уже с 1650го года. Сюда они добрались после множества испытаний. Русский Царь Петр Великий устроил гонения на их предков за то, что они пытались жить как и жили до него. Из-за этого им пришлось бежать в поисках изолированного места, в котором они смогли бы жить незаметно. В начале этим местом стал Китай, потом Бразилия и, наконец, спустя три сотни лет, Роберт Ф. Кэнэди помог им добраться до Америки. Сорок лет назад шесть семей поселились в Николаевске. Теперь здесь живут около четырех сот людей. Их руководителем является Отец Николай Лакунин.
Большинство своей жизни он был рыбаком, пока однажды деревенские старейшины не попросили его стать их священником; на то время ему было сорок два.
- Вы были рыбаком, а теперь вы рыбарь для Господа!
- Я стараюсь, хотя у меня лучше получается ловить рыбу, чем быть священником
Староверы до сих пор говорят на более старой форме русского (имеется ввиду дореволюционный, который можно услышать в фильме РАСКОЛ, где другой Аляскинский священник рассказывает о себе и своем приходе - В.В.). Английский дети выучивают уже в школе. Их жизнь может казаться старомодной, но они научились "сотрудничать" с современном миром, в тоже время сторонясь его.
- Как вы балансируете между необходимостью меняться и тем, что должно оставаться неизменным?
- Живем в изолированном месте!
Но даже эти обширные горы не смогли удержать их детей в ежовых рукавицах. Если б о. Николай правил железным кулаком, он был бы не лучше тех, кто заставил Староверов бежать из России. Наоборот, молодые люди поощряются начинать бизнесс, который можно вести прямо из деревни. Коммерческое рыболовное судно Николы, сына о. Николая, никак не напоминает о семнадцатом веке. Многое также меняется и для женщин. Маша Лакунина выростила восемь детей. Теперь она владеет детским садом вне деревни, что не является традиционным, но тем не менее, о. Николай не против: "Что вообще подразумевается под словом "традиция"? Ведь некоторые вещи всегда менялись." Даже в Церкви, где, кажется, ничто не меняется, вам впервые дозволяют лицезреть свадьбу Староверов.
Каталия родилась в Анкоридже, так что Каталии пришлось вступать в Церковь, чтобы жениться на Анекте. Они влюбились в десяти милях по этой дороге. Мать Каталии женилась на Аборигене и ушла от Староверов. Тем не менее двоюродный брат убедил Анекта позвонить Каталии. Восемь месяцев назад они решили встретиться на пол-пути от ее нового дома.
- Мне понравились его глаза
- А тебе, Анект?
- Мне просто повезло, крупно повезло, что еще сказать
По обычаю невеста и ее друзья должны сшить одежду к свадьбе для всей семьи мужа... а она большая. Не просто так эти семьи остаются так близки. Перед медовым месяцем супружеская пара должна пройти что-то вроде тренировки: живя с семьей жениха, они должны научиться тому, чему, как молодожен, обязывает их община. В день свадьбы они должны быть крепко привязаны к платку, соединяющему их к остальным, что символизирует их пожизненное обязательство их соседям.
Возможно внешний мир, который грозит все изменить, подкрадывается все ближе, но община привлекает новых людей к своему старому укладу жизни, соблазняя вещью довольно старомодной - семьями, которым нравится быть вместе.
На сегодня все. Боб Даусон для NBC News c "Американской историей сегодня" в Николаевске, Аляска.