Главная » 2008 » Декабрь » 3 » Взгляд со стороны: Словеса лукавствия и правда жизни. Комментарий Портала-Credo.Ru к событиям в с.Алешино
06:50
Взгляд со стороны: Словеса лукавствия и правда жизни. Комментарий Портала-Credo.Ru к событиям в с.Алешино

Одна из самых обсуждаемых в религиозной блогосфере тем минувших двух дней – попытка "рейдерского" захвата старообрядческого храма в селе Алешино под Егорьевском. Скандальность происходящего состоит в том, что объектом поползновений "господствующей конфессии" стал не музейный комплекс, не моленная "маргинальной псевдоправославной секты", а действующий уже более полувека храм Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ), которую в РПЦ МП на высшем уровне признают "традиционной конфессией" и с которой всячески пытаются налаживать "диалог в духе мира и любви". Любопытно, что официальные новостные ресурсы старательно избегают этой темы, и читателю остается довольствоваться пристрастными комментариями блоггеров.

Вкратце осветим суть проблемы. Старообрядческий храм в Гуслице, а именно так называется район Подмосковья, где находится село Алешино, - дело обычное. Они были здесь в советское время, особенно много открылось после частичного краха безбожной власти. Гуслица еще несколько десятилетий назад была важнейшим местом компактного поселения староробрядцев. Немало их проживало и в соседнем городе Егорьевске, где существовало несколько тайных моленных, а в начале ХХ в. был построен величественный храм во имя великомученика Георгия. Однако, в селе Алешино на пожертвования одного из промышленников-новообрядцев еще в середине ХХ в. возвели храм синодального подчинения, который имел миссионерские цели – завлекать староверов в официальную Церковь.

Но после революции новые власти закрыли сперва алешинский синодальный храм, а затем, в 1936 г., – и егорьевский старообрядческий. К концу Второй мировой войны, видя радикальное изменение сталинской "религиозной политики", верующие-старообрядцы стали активно просить отдать им обратно храм в Егорьевске, превращенный в дом пионеров, однако власти отказывались выполнить их просьбу. Наконец, в 1947 г. егорьевские власти предложили компромисс – огромной общине из 10 000 человек был выделен небольшой храм в Алешине, который старообрядцы отремонтировали и благоустроили.

Ситуация изменилась в 1986 г., когда городскими властями Егорьевска было принято решение о передаче старообрядческой общине во главе со священником Василием Кадочниковым здания бывшего дома пионеров, когда-то старообрядческого храма. С тех пор многочисленная алешинская община стала потихоньку перетекать в Егорьевск. Но ни в 1947-м, ни позже структуры РПЦ МП не претендовали на сельский храм, так что и до рубежа веков он оставался местом молитвы окрестных старообрядцев.

Но новое столетие принесло беды. В начале 2003 г. к РПЦС обратился иеромонах Александр (Тимофеев), который рассказал о том, как он путем долгих раздумий и душевных страданий нашел Старую веру, осознал правоту старообрядцев. Священника приняли радушно и поставили на приход в Алешине. Батюшка даже заявил о том, что собирается создать в селе монастырь. Однако некоторые экстравагантные привычки возбудили сомнения прихожан в искренности и нравственности иеромонаха. Известно, как строго отбирают старообрядцы своих священников. Кончилось бытие о. Александра настоятелем алешинского храма тем, что вопрос личного облика и поведения священника был рассмотрен на Совете митрополии, а затем и на Освященном Соборе РПСЦ. О. Александра временно отстранили от служения, но заподозренный в педофилии клирик вскоре объявился в составе Тверской епарихии РПЦ МП, о которой еще недавно заявлял как о "безблагодатной" и "неканоничной". Как водится, вместе с беглым иеромонахом из Алешина исчезли некоторые старинные книги и иконы, причем часть из них обрелась вскорости в недавно открытых окрестных храмах господствующей Церкви. Вслед за этими событиями наступила темная полоса в жизни храма. Московская митрополия РПСЦ никак не могла поставить священника на алешинский приход, и окормление его было поручено благочинному о. Алексию Михееву…

Такова предыстория события, происшедшего 30 ноября, когда в храм Алешина явился другой благочинный - Егорьевского округа Московской епархии РПЦ МП игумен Никодим (Лунев). Предъявив копии каких-то бумаг, подписанных митрополитом Ювеналием (Поярковым), игумен заявил, что отныне он – владелец храма и предложил старообрядцам "освободить территорию". К удивлению верующих, игумен сослался на некие "решения" светских властей, о которых не было известно ни общине, ни старообрядческому благочинному. Пикантность ситуации состоит еще и в том, что именно митрополит Ювеналий позиционировал себя как "друг старообрядцев" - ежегодно служил по старому обряду в Михайловской слободе, заходил в гости к старообрядческим Митрополитам Алимпию, Андриану и Корнилию, говорил о своих предках-староверах.

Но с однозначным осуждением "патриархийных рейдеров" при всех видимых на то основаниях в алешинской истории спешить не стоит. Безусловно, поведение новообрядческого благочинного вызывает определенные подозрения - в Алешине находится теперь крупное городское кладбище, а кладбище – это гарантированный источник дохода. Разумеется, при условии, что отпевать будут всякого покойника, что для старообрядцев, к примеру, недопустимо. (Следовательно, "мимо кассы" РПЦ МП проплывали неплохие средства многих клиентов кладбища.) Захваты церквей и имущества, принадлежащего "альтернативным" православным юрисдикциям, были нередки в 1990-х гг., да и сейчас РПЦ МП не брезгует силовыми акциями против "раскольщиков". Впрочем, времена "братков" и "казаков" прошли – точнее изменился уровень и внешний вид "братков": сейчас все делается "официально", через послушный суд и органы правопорядка. Игумен Никодим так и сказал: "Не съедете – ждите милицию".

Митрополит Ювеналий пока официально не высказался по алешинскому делу, но, учитывая стоимость такого церковного места по негласному внутрипатриархийному прейскуранту, едва ли он сможет повлиять на "решенный бизнес". Кроме того, по негласному общественному мнению, старообрядцам принадлежат только те храмы, которые они построили в 1907-1922 гг. На деле это не так, ибо храмы выделялись советским государством без учета "исторических прав". И поэтому целый ряд общин РПСЦ сейчас занимают храмы, построенные новообрядцами. Есть, с другой стороны, и ряд храмов, которые исторически принадлежали старообрядческой Церкви, но ныне заняты и используются РПЦ МП (Иваново, Балаково и т.д.). Иначе говоря, решить вопрос путем чисто юридического разбора, выявления "правопреемников" и "реституции" весьма сложно. Единственный мирный вариант – сохранять status quo.

Старообрядцев можно, конечно упрекнуть в том, что не "дожали" бумажные дела общины, что руководство митрополии упустило возможность внести корректуры в федеральный закон о "церковной реституции", разработанный МЭРТ. Но это никак не повод захватывать рейдерским путем их храмы. Лоббирование интересов РПЦ МП коррумпированным чиновничеством – обычная практика по всей нынешней России, и понятно почему егорьевские чиновники затягивали бумажные дела со староверами, параллельно решая те же дела с РПЦ МП, что противоречит закону, на который в стране, живущей "по понятиям", не принято обращать внимание. "Друзьям – все, остальным – закон".

Но печальный алешинский прецедент старообрядчество может обратить и на пользу себе. Увлекшимся игре в "традиционную конфессию", принявшим некоторые правила этой неконституционной, неправовой игры старообрядческим руководителям пора прозреть и осознать, что все добрые и братолюбивые слова, которые они слышат от представителей РПЦ МП, суть не более, чем дымовая завеса для банального передела собственности. Все объятия и лобзания, встречи и договоренности Митрополита Корнилия с архиереями РПЦ МП, все льстящие ему приглашения в Кремль и Данилов монастырь, за что он подвергается жесткой критике в РПСЦ, ничего не стоят и ничего не гарантируют. Отрезвление наступает, но наступает поздно.

Михаил Флеров,
для "Портала-Credo.Ru"

Категория: Староверы и мир | Просмотров: 1995 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 3
1 иерей Александр Панкратов  
0
У автора что-то не то с хронологией: храм в Алёшино (изначально - единоверческий), был построен в конце XIX века, о. Василий Кадочников был назначен его настоятелем в 1996 г., а б. о. Александр (Тимофеев) - в 2004-м. Не стОит ли исправить цифры?

2 samstar2  
0
Править чужие материалы, наверное, не совсем корректно. Будем считать, что Ваш комментарий станет для читателей справкой.

3 Nikita  
0
У Вас есть о чем спорить, а у нас нет и этого.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]