Главная » 2008 » Декабрь » 6 » Первый номер журнала "Неопалимая купина": обращение редактора к читателям и итоги открытого обсуждения журнала
17:49
Первый номер журнала "Неопалимая купина": обращение редактора к читателям и итоги открытого обсуждения журнала
В Москве вышел первый номер журнала "Неопалимая купина", подготовленный  отделом по делам молодежи Московской митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви. В журнале 80 страниц.
 
 
 
Предлагаем читателям несколько материалов, любезно предоставленных нашему сайту редактором журнала Сергием Аветисяном. Первый материал - это обращение редактора журнала к читателям, открывающее первый номер нового издания. Второй - это статья Анастасии Ивановой об итогах обсуждения первого номера журнала на заседании в Москве, куда были приглашены авторы и редакторы старообрядческих изданий, сотрудники молодежного отдела, священники и преподаватели Духовного училища.
 

ОБРАЩЕНИЕ К ЧИТАТЕЛЯМ 

Некоторые люди склонны воспринимать Заповеди Божьи, как мёртвые слова высеченные на камне, давно утратившие свою однозначность и жизненность, как некий идеальный, недостижимый образ. Однако, это не так. Заповеди – охранительный покров для души, стремящейся к своей первозданной чистоте. Первая из них гласит:

«Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим».

Воля человека, устремление его сердца – борьба за них идёт во все времена. Множество средств и энергии тратится на то, чтобы отвлечь нас от сердечной сосредоточенности, внутреннего внимания и определённости. Что можем мы противопоставить всё возрастающему давлению среды? Где тот главный ориентир, который невозможно скрыть и обесценить? Как уберечь душу свою от зла и скверны?

Во все времена подвергался человек борению страстей. Во все времена происходили на него лукавые нападки. Доверие к Богу, уверенность в Его присутствии и обязательной помощи утрачивают, к сожалению, многие люди, становясь «взрослыми» и самонадеянными, и избирая подчас совсем другие жизненные ориентиры. Не потому ли Спаситель обращается к нам: «будьте как дети»? Разве нормально, что умаляется с годами детская чистота и непосредственность восприятия?

В душе, взрослые - те же дети. Как и маленьким детям, им не сладко без родителей. Как бы ни хорохорились одинокие малыши, как бы ни утверждали свою независимость распущенной жизнью, вредными привычками, грубостью и жестокостью - всё равно, в душе это маленькие, затравленные и глубоко несчастные дети, которым плохо без тепла и заботы. Дети бывают жестоки. Без любящей руки и родительского присмотра могут они натворить много бед, от которых будут страдать и другие, и они сами. Часто люди чувствуют себя никому не нужными и одинокими в большом и враждебном мире. Часто забывают они о том, что на самом деле они не одни, что их не оставили, что Господь их из любви к ним – принёс Себя в жертву за грехи мира и воскрес из мертвых, дабы не были они порабощены грехом и несчастны. Просто некоторые люди почему-то уверили себя, что Бог умер, или что Его никогда не было, или что Он им совсем не нужен. В том, что их отец кто-то совсем другой. Разве не похоже это на придумки тех одиноких детей, которые плачут в своих кроватках по ночам, а потом, ожесточив сердце, идут и делают больно другим?

Взрослым тоже нужно расти в семье. Расти с Отцом, который всегда при дверех...

Рано или поздно, к человеку, который не опускает рук и не отчаивается, приходит понимание того, как важно отличать свою подлинную жизнь от иллюзии, от умного наваждения и случайного прикосновения миражей. Многое из того, что попадает в сферу нашего внимания и интереса, оттягивая на себя время и внимание, так и остаётся по-настоящему не востребованным, так как в тот небольшой багаж, который человеку возможно постоянно иметь при себе, мы, по своему произволению можем сложить и действительно необходимое, и множество безделушек. Очень важно бывает правдиво признать иногда, что есть множество замечательных и интереснейших, быть может, вещей, которые ничего кроме потери времени и сил, нам принести не могут. Разве что набухшее самомнение, которое способно только поссорить с друзьями и единомышленниками, а вместо мира поселить в душе гордыню, тщеславие и зависть. Размышляя об этом и глядя в храме на молящихся людей со свечами в руках, невольно вспоминаешь, как в не давнем прошлом, люди, воодушевлённые христианской идеей, вместо молитвы – лили колокола, строили здания, образовывали общества и союзы… где они теперь? Что стало с ними? Не отпали ли они не умножив «дух прав в сердце своём»? Те же, кто основой своей жизни положили камень молитвы и церковности,- молились и молятся, творя незримые нити, связывающие нас с Господом, с поколениями наших предков и предшественников, отошедших ныне от жизни земной и молящихся вместе с нами в церкви небесной.

Святой Дионисий Ареопагит пишет, цитируя слова Писания:

«Всякое даяние благо и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Отца светов (Иак. I, 17): также и всякое излияние просвещения, благодатно одождяемое на нас от виновника своего - Бога Отца, как единотворная сила, паки возвышая и делая нас простыми, возводит нас к соединению с привлекающим всех Отцем, и к Божественной простоте. Ибо все из Него и к Нему, по священному слову (Рим. XI, 36)».

Всё же остальное - это просто наваждение, обволакивающее нас со всех сторон. Можно всю жизнь прожить, перекрикиваясь с ним, а спроси потом – «Как жил? Что нетленного есть в жизни твоей? Чем ответ держать будешь? Где свидетели твои и заступники?» - наваждение тут и отлетит с хохотом. Здесь ему боле делать нечего – эта жизнь уже иссякла.

Важным следствием понимания русской истории является то, что её трагичность позволила выделиться такому значительному качеству, которое определяет национальный характер подлинно русского человека. Это качество – вера, как основной жизненный стержень и достояние. Не материальное благополучие, не личная социальная значимость и профессиональное достоинство, не интеллектуальность и образованность, а именно вера. Примеров проявления этой особенности русского человека каждый может вспомнить немало. Даже не заглядывая в глубину веков, где вечными ориентирами для нас сияют сонмы подвижников и молитвенников, множество мучеников за веру, в ряду которых и епископ Павел Коломенский, и огнепальный протопоп Аввакум, и боярыня Морозова, и многие, многие другие, можно привести более скромные и близкие к нам по времени примеры. Например, рязанского купца Ф.И. Масленникова, построившего на свои средства весь тот храмовый комплекс, где и поныне молятся наши рязанские одноверцы.

В тяжёлую годину октябрьского переворота, богатейший купец Масленников не сбежал со своими капиталами за рубеж, а по доброй воле отказался от мирского богатства. Богатству он предпочёл возможность жить в маленькой квартирке при родном храме и беспрепятственно молиться, возлагая своё упование не на земных владык, а на Единственного Владыку и Отца светов.

Христианство не умаляет значения благополучия, интеллектуальной и социальной состоятельности, а просто определяет им место в иерархии выбора. Именно постоянный и правильный выбор важен для каждого человека. Сам Спаситель призывает нас к этому, говоря:

«Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне.[…] Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам».

Оглянемся вокруг и удивимся, как мало смысла осталось в извергаемом множестве слов, как мало веры в многостраничных околоцерковных рассуждениях, как отличаются они от тех драгоценных слов, что донесли до нас Священные Предание и Писание. Вспомним слова Господа нашего Исуса Христа:

«Вы есте соль земли: аще же соль обуяет, чим осолится; нивочтоже будет ктому, точию да изсыпана будет вон, и попираема человеки».

Нужно всегда помнить, что христианство – это не общественное движение, не ласково - умирительная вседозволенность и всеугождение, а Завет человека с Господом. Причём, Завет личный. Ответ за исполнение которого, тоже придётся держать самому.

Увы, в наше обессолившееся время, православное христианство нужно искать, выделяя его из массы христианских самоназваний. Старообрядчество, являющееся истинным носителем православия, не может безучастно стоять в стороне, глядя на то, как взыскующие спасения ищут путей к нему и не могут найти! Активная позиция всякого рода инославных проповедников делает привлекательным для многих, особенно молодых людей, различные отступничества и ереси. Мы не должны быть безучастны к этому.

Поэтому, не вступая ни с кем в споры и беседы, зачастую, интересные, только узкому кругу, мы хотим отразить на этих страницах образ православной жизни наших благочестивых предшественников и современников. Образ, как в непосредственном, изобразительном смысле этого слова, так и образ вероучительный, переданный нам Священным Преданием, Священным Писанием, канонами и правилами апостольскими, постановлениями Седьми Вселенских и девяти поместных соборов, трудами святых отцов и учителей церкви. Образ, который запечатлели своей жизнью и христианским выбором многие простые староверы, не отступившие от своего главного достояния – Православной Веры.

На страницах этого журнала мы стремимся, сознавая, какое богатство веры, языка и традиции досталось нам от благочестивых предков, познакомить читателя с жизнью Русской Православной Старообрядческой Церкви. Показать, что староверие – это не архаика или просто культурная традиция, а живая вера русских людей. Значительную часть которых составляет молодёжь, трудами и по инициативе которой и подготовлен к выпуску этот журнал. «Отдел по делам молодёжи РПСЦ», в котором расположена редакционная коллегия журнала «Неопалимая купина» надеется найти живой отклик в сердцах и умах своих читателей. Призываем к сотрудничеству и авторству тех, кто чувствует в себе к этому силы и устремление, ждём репортажи с мест и готовы отозваться на приглашения в приходы.

Простите Христа ради и Вас Бог простит.

Редактор журнала Сергiй Аветян.

Вышел первый номер журнала «Неопалимая купина»

19 ноября прошло обсуждение первого номера журнала «Неопалимая купина», подготовленного отделом по делам молодежи Московской митрополии.

Мечта выпустить журнал давно жила в молодежном отделе. Но постоянно вставали какие-то преграды: то не хватало то денег, то времени, то людских ресурсов. Три месяца назад была определена концепция издания, собрана инициативная группа, найдены средства. Был намечен срок выхода первого номера: конец октября – начало ноября. В первых числах ноября тираж был привезён из типографии.

С журналом познакомился митрополит Корнилий. В актовом зале МДУ состоялось открытое обсуждение и представление первого номера. В нем приняли участие авторы и редакторы старообрядческих изданий, сотрудники молодежного отдела. Свои мнения, предложения и пожелания высказали о.Леонтий Пименов, о.Евгений Чунин, о.Алексей Лопатин, Александр Васильевич Антонов, Алексей Муравьев, Глеб Чистяков, Сергий Какорин. Без внимания не осталась ни одна страница: от обложки до последнего листа. Много разных предложений прозвучало относительно цветового оформления, верстки, принципов работы над журналом. В целом, отзывы о журнале позитивные: он должен издаваться дальше, найти свою нишу, развиваться и совершенствоваться.

«Мы сделали площадку, на которую можно приглашать людей не в идею, а в конкретное, существующее издание. Теперь журнал - это реальность в которой и над которой можно работать, имея перед собой его печатное воплощение - отметил редактор журнала Сергий Аветян. - С благодарностью принимаем замечания, все они сделаны по-существу. Мы обязательно учтём их в работе над следующим номером».

Журнал поступил в продажу в церковную лавку митрополии, часть тиража переправлена в С.-Петербург, Рязань, Боровск и другие города. Приняты заявки на распостранение из некоторых приходов. Как дальше сложится судьба журнала, каким он будет и будет ли вообще – зависит от нас.

Приглашаем всех, кто не равнодушен к современной старообрядческой журналистике, кому есть что сказать и чем поделиться, подключиться к работе над следующим выпуском, оказать посильную информационную и материальную поддержку.

Потрудившимся над первым номером – низкий поклон и сердечная христианская благодарность.

Анастасия Иванова

Категория: Новые издания | Просмотров: 1623 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]