И вновь мы едем на запад, теперь в Клайпеду. От Паланги до нее всего 25 километров, и едва выехав из одного города, мы уже въезжаем в другой. Клайпеда - третий по величине город Литвы, к тому же, один из самых старинных. Племена балтов жили на побережье уже в первые века нашей эры, а в середине XIII в. рыцари Тевтонского ордена построили здесь замок Мамельбург, который и стал основой будущего города Мемель. Сначала Мемель принадлежал Пруссии, затем Швеции, в 1923 году был передан Литве и получил современное название Клайпеда, в 1939 году был захвачен Германией и вновь переименован в Мемель, после Второй мировой войны отошел к СССР, опять стал именоваться Клайпедой, а после провозглашения независимости Литвы стал литовским. До Второй мировой войны население города было преимущественно немецким, но в 1946 году в опустевший после войны и разрушенный город стали переселяться русские и литовцы. Среди них было немало староверов, в том числе, и тех, кто был насильственно репатриирован немцами в Литву в марте 1941 года. Так что община христиан-поморцев в Клайпеде сравнительно молода, она была зарегистрирована лишь в 1948 году.
Первоначально староверы-переселенцы молились на квартирах. Архивные документы содержат сведения, как минимум, о трех адресах, по которым староверы собирались на соборную молитву. Первым председателем и духовным наставником общины стал о. Исидор Николаевич Соловьев.
Постепенно число староверов в Клайпеде росло. Это было связано с миграцией сельского населения в города. Город-порт Клайпеда был привлекателен с точки зрения поиска работы, поэтому сюда приезжало немало молодежи из деревень и небольших городов. Значительно выросшая численно община уже не могла обходиться без храма, и тогда староверы Клайпеды купили жилой дом по ул. Статибининку, 84, переоборудовав его в моленную. По требованию властей моленная не должна была иметь внешних признаков храма (купола с крестом, колокольни). И, тем не менее, это был храм. Его освятили в честь Успения Пресвятой Богородицы 28 августа 1960 года.
Именно сюда, на Статибининку, 84, мы вскоре и подъезжаем. Увидев нашу машину, навстречу нам из церковных ворот выходит настоятель Клайпедского храма о.Евгений Лебедев. Они с Павлом Петровичем приветствуют друг друга, затем о.Евгению представляют нас, наставники направляются к храму, а мы пытаемся сделать хотя бы несколько фотографий храма.
В 1989-1990 гг. трудами о.Григория Лазаревича Легензова, прослужившего духовным наставником в Клайпеде 34 года, храм был реконструирован: расширено внутреннее помещение, установлены большой и малый купола с осьмиконечным крестом, здание отремонтировано снаружи.
После реконструкции храм продолжал обустраиваться, и сегодня он находится в прекрасном состоянии. Вслед за наставниками заходим в храм.
После старых храмов, построенных в начале ХХ века и ранее, Клайпедский храм кажется неожиданно маленьким, хотя и очень уютным.
Община Клайпеды - одна из самых крупных староверческих общин Литвы, в ней до пяти тысяч прихожан. "В праздники собирается несколько тысяч человек, - рассказывает о.Евгений. - Не только храм, но и церковный двор не могут вместить всех пришедших. Общине очень нужен новый, более вместительный храм".
Здесь нет притвора, точнее, притвор лишь символически обозначен. Это и понятно: здесь не так много места. В "притворе" несколько икон, одна из них, икона свт. Николы, в красивом резном окладе.
Одна из купелей. Всего их здесь три: для младенцев, подростков и взрослых. К счастью, крещения здесь происходят часто, община продолжает расти.
Спрашиваю о.Евгения, много ли в храме молодежи. "После молодежного лагеря молодые стали чаще приходить в храм", - отвечает он. Речь идет о Первом молодежном лагере Древлеправославной Поморской Церкви Литвы, который летом нынешнего года впервые был проведен в общине Муро-Стревеники.
А старики постепенно уходят... Вот и сегодня в центре храма подготовлено место для покойного. Родные почившего вскоре должны привезти его в храм, где над умершим будут читать Псалтырь, а затем будет совершена панихида.
Едва мы вышли из храма во двор, как привезли покойного. Гроб с телом выгрузили из машины, о. Евгений с Павлом Петровичем запели "Святыи Боже" и процессия двинулась в храм. Пока церковнослужители совершали положенное, мы с Владимиром и Екатериной ожидали наставников во дворе.
Церковный двор невелик и очень ухожен. Конечно, в большие праздники даже и здесь вряд ли могут разместиться все прихожане. Действительно, новый храм общине необходим.
Напротив входа в храм - колодец, в нем берут воду для крещения. Если пройти по дорожке чуть дальше, можно попасть на задний двор, где расположены хозяйственные постройки и растут плодовые деревья.
Здесь же, в церковном дворе, параллельно храму расположено одноэтажное здание. На окнах - светлые занавески, цветы. Сначала мы решили, что это дом наставника, но, подойдя поближе, прочли надпись - оказывается, это здание церковной школы.
Школа при Клайпедской общине была организована еще в 1990 году по инициативе о.Григория Легензова. Скоро ей исполнится двадцать лет. За прошедшие годы ее учениками были многие сегодняшние прихожане. О качестве работы школы говорит, хотя бы то, что ее выпускники сегодня служат уставщиками и головщиками, поют на клиросе, выпускником школы является и настоятель храма о.Евгений Лебедев.
Тем временем о.Евгений и Павел Петрович выходят из храма. Там остаются бабушки, которые, сменяя друг друга, будут читать над усопшим Псалтырь. А о.Евгений тем временем приглашает нас в здание школы.
Заходим и почти сразу оказываемся в светлой просторной комнате. Здесь тепло, солнечно. Примерно в это время в воскресные дни заканчиваются службы и ученики приходят на занятия. Представляю себе, насколько уютно они себя здесь чувствуют. Обстановка в классе совершенно неформальная, домашняя, не похожая на обычную школу. Иконы в красном углу, мягкая мебель, лавочки вдоль стен...
Отец Евгений тем временем рассказывает нам о школе. В ней два отделения. Одно - это традиционная воскресная школа. Здесь изучают основы христианского вероучения, историю Церкви, основы богослужебного чтения, церковно-славянский язык. Ученики школы разного возраста. "От пяти до пятидесяти", - улыбаясь, говорит о.Евгений.
Второе отделение - это школа солевого пения. "Еще лет двадцать назад казалось, что традиции солевого пения здесь почти утрачены, - рассказывает о.Евгений. - Но после открытия школы сюда стал приезжать знаток солевого пения из Калиниграда Емельянов. Именно он и организовал здесь первые занятия по солевому пению. Первыми его учениками стали, в основном, бабушки, которые стали вспоминать почти забытые навыки пения, полученные в детстве. И постепенно почти угасшая традиция затеплилась, а затем и ожила. Бабушки стали передавать навыки молодым, так постепенно традиция была восстановлена". Сегодня занятия в школе солевого пения ведет мама о.Евгения.
На стене - большая картина "Житие протопопа Аввакума". Она состоит из нескольких фрагментов - эпизодов из жизни мученика и исповедника. Картина написана специально для школы покойным ныне реставратором, прихожанином Клайпедского храма.
Фрагмент "Протопоп Аввакум с семьей в ссылке".
Тем временем о.Евгений приглашает нас взглянуть на макет будущего храма. Строить его планируют недалеко от нынешнего. Община уже обратилась к властям с просьбой о выделении земли. Есть и жертвователи, которые готовы оказать финансовую помощь. А пока идет работа над окончательным согласованием проекта. Будущий храм сможет вместить гораздо больше прихожан, рядом будут располагаться здание школы, административно-хозяйственные постройки. Вокруг нового храма будет большой церковный двор.
Отец Евгений был благословлен в духовные наставники в 2003 году. Внешне он производит впечатление очень мягкого и скромного человека. Но за этой мягкостью и деликатностью видна твердость. Это чувствуется и по тому, как хорошо все здесь организовано, и по тому, как с полуслова понимают и слушаются настоятеля служители, которых мы здесь встретили. Видно, что о.Евгений уважаем и любим.
Еще некоторое время мы беседуем с о.Евгением. Рассказываем ему о вчерашней встрече в Йозапаве, передаем поклон от Ивана Егоровича Архипова, председателя общины. Но уже далеко за полдень, а нам предстоит пересечь всю Литву - с северо-запада на юго-запад, чтобы к вечеру добраться в город Друскининкай, или Друскеники. Благодарим о.Евгения, который радушно приглашает нас отведать картошки с грибами, собранными его мамой, но от трапезы вынуждены отказаться - пока светло, нам нужно ехать.
Прощаемся с о.Евгением, садимся в машину, и через несколько минут покидаем Клайпеду. Вскоре мы уже на развилке, от которой разбегаются дороги на юг и на восток Литвы. Наша трасса ведет на юг, к вечеру мы должны добраться в лесной край почти на границе с Беларусью. |