Главная » 2008 » Декабрь » 10 » Карпов А. "Возвращение" Сергея Серова
19:43
Карпов А. "Возвращение" Сергея Серова
В балаковской газете "Суть" опубликована статья о новой работе известного художника Сергея Серова "Возвращение". Картина изображает молебен при овящении поклонного Креста на месте бывших Черемшанских монастырей в память о преподобноисповеднике Серапионе Черемшанском...
 
Алексей Карпов
 
"Возвращение" Сергея Серова
 
 
Вокруг любого человека всегда что-то да происходит. Однако у каждого из нас свой собственный рейтинг событий: некоторые "значимые" новости не проходят сквозь фильтр личностного восприятия, другие, на первый взгляд незначительные, - оставляют в душе и жизни неизгладимый след.

Июньский архипастырский визит предстоятеля Русской православной старообрядческой церкви митрополита Московского и Всея Руси Корнилия на Балаковскую и Хвалынскую земли произвел мощнейшее эмоциональное воздействие на художника Сергея Серова, который оказался в числе свидетелей этого события. Казалось, что машина времени перенесла из глубины веков этих аскетичных священнослужителей, бородатых староверов в русских рубахах и расписных поясках, детей с несовременными светлыми и одухотворенными лицами. Как, каким образом удалось этим людям пронести через тернии цивилизации культуру, уклад и веру старообрядчества?! По признанию Сергея, идея написания сюжетной масштабной картины родилась в тот же день, как и ее название «Возвращение».
С того момента прошло немало времени, но, когда раздался звонок от Сергея Серова: «Приди, хочу, чтобы ты увидел эту картину на начальном этапе!», сразу догадался, о какой картине идет речь. Первое, чем я был поражен, переступив порог мастерской, – размерами картины (1,30 х 2,80). Не ошибусь, наверное, если скажу, что на столь масштабное полотно вряд ли замахивался кто-то из балаковских художников. Картина удивила не только размерами, но и необычной разноплановой композицией! Трудно сказать, какой из трех планов главный, ибо каждый из них ведущий и несет свои зрительные и смысловые нагрузки.

«Возвращение» в тот момент находилась в стадии, которую художники называют подмалевок. До завершения картины пройдет еще много этапов доработки, но и в этом состоянии она раскрывала замысел художника. О том, сколько времени Сергей искал композиционные решения, говорят десятки набросков, эскизов и фотографий.

Многочисленные персонажи картины – реальные и мистические участники событий, неслучайно нашедшие свое место на полотне, – это срез нашего прошлого и настоящего. На заднем плане картины в сиянии нимбов застыли фигуры монашек староверского Нововведенского женского монастыря, который был уничтожен безбожниками-революционерами. Вандалами уже нашего времени были разрушены памятники, разорены могилы на лесном кладбище, где покоятся их останки. И вот они, вышедшие из забвения, наблюдают за освящением поклонного креста, установленного на обочине аллеи санатория «Черемшаны», где когда-то находились их скиты.

– Все реальные персонажи картины будут переданы с фотографической точностью, – делится художник, – так как каждый участник привносит в картину свое настроение и колорит.

Нельзя не сказать и о других новых работах Сергея Серова. Это переосмысленный и укрупненный вариант ранее написанного им цикла «Времена года». Уже написаны две картины с ангелами, олицетворяющими Весну и Осень. Работы выполнены акриловыми красками, которые придали изображению необыкновенную сияющую яркость. Судя по всему, в жизни художника наступает новый творческий период...

– Сергей, картину «Возвращение» можно расценивать как этап в твоей творческой жизни?

– Я ощущаю себя только в православной культуре. Натюрморты, пейзажики – остались в прошлом, и мне уже неинтересны. Возможно, с этой картины действительно началось некоторое переосмысление, которое можно назвать этапом. Пока работал над ней, родились интересные мысли. Вот почему, к примеру, Хвалынску приписывают особую духовную ауру, которую оценили туристы, художники и люди других творческих профессий? Ведь если говорить откровенно, то это незначительный населенный пункт, без особых архитектурных изысков и какой-то уникальной природы – есть места гораздо интересней. Но люди приезжают сюда для подпитки своего духовного потенциала! На мой взгляд, эту духовную ауру создали именно старообрядцы. Спасаясь от гонений, они нашли себе обитель на Хвалынской земле, основав монастыри. На протяжении трех веков они намолили эту землю, зарядив ее своей святостью, которую мы ощущаем до сих пор. И вот они вернулись. Глядя на митрополита и его сподвижников, я видел в их лице людей, сохранивших верность религиозным идеалам. На своем веку я был свидетелем нескольких предательств идеологий, когда общество отрекалось от того, чему оно беззаветно верило еще вчера... В 1917 году народ просто предал православие, как и предал затем коммунистическую идеологию. Поэтому мы по привычке легко перебегаем из одной крайности в другую. Но русский человек, несмотря на свое рабское прошлое, все-таки взращен на духовности. Мы уже смогли убедиться, что, достигнув пика благополучия, наши отечественные нувориши все-таки стали вкладывать деньги в искусство. Так было всегда, ибо все знаменитые коллекции изначально были частными. Это потом, в силу исторических событий, их национализировали в музейные фонды.

Современная власть, создавая наркологические центры, укрепляя правоохранительные органы, по сути безнадежно борется с пустотой, которая образовалась в человеческих душах. Нечем ее заполнить, нет духовного стержня. Во время обращения Президента Медведева к Федеральному собранию я ни разу не услышал слов «культура», «искусство». Все заменило понятие целесообразности. Не спорю, на культуру государство выделяет какие-то деньги, но не нужно путать понятия культуры и искусства. Это разные вещи! Глядя на то, что ежедневно крутят по всем каналам, думаешь: и вот на этом они хотят возродить нацию?! «Героями» нашего времени стало гламурное отродье, за которым тянется молодежь, подражая во всем. Я не вижу каких-то попыток хоть что-то сделать со стороны государства, а про местную власть и говорить не стоит – нет повода!

Поэтому, когда я вижу пример, подобный тому, что изобразил на картине, у меня появляется маленькая надежда, что не все затоптано и забыто. Я не знаю, какая судьба будет у этой картины, моя задача – написать ее, запечатлеть этот момент истории как знаковую иллюстрацию нашей эпохи.

Алексей КАРПОВ
газета "Суть"(Балаково)
Категория: Староверы и мир | Просмотров: 1475 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]