Главная » 2008 » Декабрь » 10 » М.Родин. Фильм «Волжский самородок» глазами старовера
19:53
М.Родин. Фильм «Волжский самородок» глазами старовера

В читальном зале центральной библиотеки (г. Балаково - прим. "Самарского староверия") 20-го ноября состоялась презентация нового документального фильма Евгении Эдуардовны Бруславцевой «Волжский самородок». Фильм посвящён выдающемуся балаковскому изобретателю и промышленнику Фёдору Абрамовичу Блинову. Как и ожидалось, презентация собрала в основном краеведов и учителей. Никого из представителей городских властей не было. Перед началом презентации у входа в библиотеку собирались школьники и при встрече говорили друг другу, видимо, тоном своей учительницы: «Народ будет интеллигентный – вести себя прилично». "Волжский самородок" рассказывает биографию балаковского "левши", который вошёл в историю как изобретатель первого в мире гусеничного трактора. Его имя стоит под номером один в истории мирового тракторостроения, однако даже земляки знают о нём очень мало.

«В условиях тотальной неграмотности населения, – утверждал Владимир Ильич Ульянов (Ленин), – из всех искусств для нас важнейшим является кино». Сейчас, когда многим телевизор заменил не только природу, но и саму жизнь, это утверждение обретает новую силу непререкаемой истины. Появилось новое определение для современной молодёжи – «дети телевизора». У своих студентов я время от времени спрашиваю, что они читают или читали, что из школьной программы они помнят. Единицы могут похвастаться тем, что открывали Лескова или, к примеру, Чехова. Но все прекрасно знают, что такое «аниме», сколько уровней в новой сетевой игре и как работает ФОС. Нас постигла новая форма неграмотности: люди умеют читать, но ничего не читают. Молодёжь отучилась сидеть над книгой, размышлять о прочитанном, всматриваться в себя и в окружающий мир, вслушиваться в голос сердца и в голос Божий. Реальность заменили телевизионные картинки, виртуальные симуляторы и музыка в наушниках. Сейчас кажется почти невозможным вернуть ребят к чтению и мысли – настолько сильно притяжение виртуальности. Но ещё не всё потеряно. Одним из средств «реабилитации» могут послужить те же телевидение и кино. Надо брать в руки оружие, которым разрушается сознание детей, и употребить для созидания в нём Мысли и Памяти.

Если нашим школьникам хотя бы раз за весь период обучения показать фильм «Волжский самородок», а потом поговорить с ними по душам о том, что происходит с нашими самородками, уверен, ни один из них не забудет фамилию Блинова, и каждый хоть ненадолго задумается: «Господи мой! Что это я?.. Куда бегу и кому понесу?..». А там, глядишь, доживём и до тех дней, когда градоправители наши будут рассказывать об истории города своими словами, а не по бумажке.

Мне видится, в этом фильме развивается несколько основных мыслей. В «Волжском самородке» несколько раз повторяется, что жизнь Фёдора Абрамовича – это череда неудач и разочарований. Его замечательное изобретение так и не нашло признания при его жизни, а его пытливость и предприимчивость не принесли ему ни баснословных богатств, ни всеобщей известности. Однако выходцу из крестьянской старообрядческой семьи было не привыкать к такому положению дел. Староверы со времён раскола XVII в. всегда жили в условиях несправедливости и неравноправия. Жестокие преследования, казни, гари, пытки, разгромы монастырей в первое после раскола время сменились при Петре I двойной данью, так что староверам давали презрительную кличку «двоеданцы». При Петре же за бороду и усы был назначен отдельный налог. Затем староверам было предписано ходить в нелепых и унизительных нарядах: мужчинам — в «однорядке с лежачим ожерельем и сермяжном зипуне со стоячим клееным козырем красного сукна», а женщинам — в «шапке с рогами и тоже сермяжном зипуне с красным козырем». Жёлтые звёзды для евреев времён третьего рейха кажутся после такого невинной шалостью.
 
Старообрядцам запрещалось занимать любые государственные или общественные должности и не разрешалось быть свидетелями на суде против последователей новообрядческой церкви, хотя бы последние были привлечены к суду за воровство, убийство или за другие тяжкие преступления. Им нельзя было собираться для молитвы, строить храмы и часовни. Даже на молельных домах запрещено было ставить кресты. Священники, переходящие из новообрядчества в староверие, жестоко преследовались.
 
А. И. Солженицын называет старообрядцев «лучшей частью народа», «лучшими русскими жизненными силами», «лучшей частью своего племени» (Эпопея «Красное колесо»). В своём «Послании Третьему Собору Зарубежной Русской Церкви 1974 г.» Александр Исаевич пишет: «Я имею в виду, конечно, русскую инквизицию: притеснение и разгром устоявшегося древнего благочестия, угнетение и расправу над 12-ю миллионами наших братьев, единоверцев и соотечественников, жестокие пытки для них, вырывание языков, клещи, дыбы, огонь и смерть, лишение храмов, изгнание за тысячи верст и далеко на чужбину – их, никогда не взбунтовавшихся, никогда не поднявших в ответ оружия, стойких, верных древлеправославных христиан, их, кого я не только не назову раскольниками, но даже и старообрядцами остерегусь, ибо и мы, остальные, тотчас выставимся тогда всего лишь новообрядцами. За одно то, что они не имели душевной поворотливости принять поспешные рекомендации сомнительных заезжих греческих патриархов, за одно то, что они сохранили двуперстие, которым крестилась вся наша Церковь семь столетий, – мы обрекли их на гонения, вполне равные тем, какие отдали нам возместно атеисты в ленинско-сталинские времена, – и никогда не дрогнули наши сердца раскаянием!»

Другая мысль выражена в самом названии фильма. Не казённый инженер, не немец спроектировал первый в истории гусеничный трактор, а наш «самородок». Этим в очередной раз разбивается расхожий стереотип о «тёмных» старообрядцах. Староверы никогда не были тёмными. При том, что грамотность в среде крестьян, принадлежавших официальной церкви, была весьма низкой, почти все староверы были грамотными. В грамотности и книжности было их спасение и защита от нападок господствующей церкви. Кто двигал российскую промышленность и торговлю? Демидовы, Трындины, Морозовы, Рябушинские, Кузнецовы, Ковылины, Бугровы, Мальцевы… Список богачей-бородачей можно ещё долго продолжать. Но достаточно сказать, что перед Первой Мировой войной 75% российского капитала принадлежали купцам-староверам. И это после двойных налогов и прочих притеснений! Блинов по праву занимает почётное место в ряду известных староверов. Это, можно сказать, – типичный представитель своей среды.

Одним из лейтмотивов фильма стали кадры с места захоронения Фёдора Блинова. На том месте, где были склепы купцов Мальцевых и памятная плита на могиле Блинова, уже много лет помещается свалка. Самое дорогое для русского человека – прах его предков – завалено мусором. В фильме было сказано, что это символ нашего времени. В советские годы наши, русские, люди как бы открещивались от своего прошлого, отрекались от своих корней. На месте кладбищ не только строили жилые массивы (как у нас в районе кинотеатра «Октябрь»), но устраивали танцплощадки (бывшее монастырское кладбище в Черемшанах) и свалки. Этим самым как будто хотели сжечь последние мосты, чтобы не было возврата назад.
 
Отречение от предков, презрение к отцам началось не в XIX в., когда Тургенев писал «Отцы и дети». Начало – там, в страшном русском церковном расколе. Именно тогда не враги и не захватчики, а русские люди отреклись от веры, которую свято хранили их предки, прокляли старые обряды и изменили древние церковные чины. Большой Московский Собор 1667 г. подверг староверов страшному проклятию: «Если же кто до самой смерти останется непокорным, то таковой и по смерти да будет отлучен, и душа его пребудет с Иудой-предателем и с прочими проклятыми еретиками. Скорее железо, камни, дерево разрушатся, а тот да будет не разрешен во веки веков». Эти проклятия в итоге пали на головы проклинателей. Каждое следующее поколение не преминуло отречься от предшествующего. Сначала ругали русскую веру. Потом – русские одежды и обычаи. Затем знать поголовно заговорила по-французски. Далее умами многих завладели немецкие, чуждые русскому укладу, социалистические идеи. И тогда: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем мы наш, мы новый мир построим…». И теперь наши дети восхищаются американскими боевиками, наши дети ходят в американских джинсах, наши дети едят американские чипсы, попкорн, хот-доги, наши собственные дети говорят на сленге, состоящем наполовину из английских словечек. А своё-то забыли. Забросили. Пока на могилах наших предков валяется мусор, каждое новое поколение так и будет входить в жизнь, отрекаясь от Прошлого, презирая Прежнее.

Логическим завершением в «Волжском самородке» прозвучали призывы присвоить Ф. А. Блинову звание почётного гражданина г. Балаково и поставить изобретателю памятник или какой-то монумент, посвящённый его памяти (например, модель его трактора). Если свалка на месте могил стала символом нашего времени, то, может, новый памятник выдающемуся земляку станет если не символом, то предвестником времени нового? В антиутопии Джорджа Оруэлла «1984» для манипуляции сознанием употребляется простой и действенный метод: уничтожение, или переписывание, истории. Такое переписывание направлено на истребление памяти народа и человека. А человеком без памяти, без корней легче всего управлять. Истребление кладбищ и надругательства над могилами – самый дерзкий удар по нашей памяти. Восстановление поруганных могил и установка памятников славным предкам покажут, что мы этот удар выдержали. Память без материального воплощения легко стирается, в то время как материальные памятники способны возродить совершенно стёртую память. Так, памятники давно исчезнувших древних цивилизаций принесли с собой живую весть о них, и теперь все они – в памяти людей. Сегодня главной болезнью нашего народа, наряду с безверием, стало беспамятство. Но и это исправимо. Множество разрушенных и заброшенных памятников архитектуры, заброшенные и осквернённые храмы и могилы – немой укор всем нам, потерявшим Память. И если теперь могила за могилой, храм за храмом, памятник за памятником возродятся нашими руками; если мы сами поставим новые памятники своим славным предкам Блинову, Мальцевым, Маминым; если вместе с нами наши дети вынесут мусор с могил и своими глазами увидят новые памятники, то отобрать у нас нашу Память будет уже не так просто. И, значит, есть у нас хоть какая-то надежда не исчезнуть в беспамятстве и бездумии. «Волжский самородок» – прекрасный повод подумать о том, кто мы и откуда, навести порядок у себя Дома, расставить всё по местам: мусор – на свалку, а памятники – на видное место.

Слава Богу, что фильм «Волжский самородок» увидел свет! Может, с таких фильмов и начинается наше Пробуждение?

Спаси Христос всех, кто потрудился над фильмом. 

Михаил Михайлович Родин,
председатель Балаковской общины
Русской Православной Старообрядческой Церкви,
кандидат филологических наук
Категория: Староверы и мир | Просмотров: 1354 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 2
1 nimb  
0
А каким же образом начнется пробуждение? Этот фильм поступил в продажу? Транслируется?

2 Михаил Родин  
0
Всё большое начинается с малого.
Фильм показали два раза по местному телевидению.
Про продажу не знаю.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]