7 (20) декабря 1743 года в Великопоженском скиту в результате карательной экспедиции в огне погибло 86 христиан.
Великопоженский скит был основан в 1713 году соловецким старцем Феофаном и мезенцем Парфением Клокотовым в Печорском лесном крае, в верховьях реки Пижма, в 130 верстах от с. Усть-Цильма. Скит был основан по образцу Выговского общежительства. Жизнь скитников мало отличалась от крестьянской: корчевали лес под поля, расчищали пожни от кустарника. Жили трудно и голодно. В скитском помяннике, обнаруженном В. И. Малышевым, отмечено немало «гладом скончавшихся».
В 1743 году в этом месте случились страшные события. Один один из местных жителей Артемий Ванюков донес из-за мелкой обиды архангельскому архиепископу Варсонофию, что в лесных скитах скрывается много людей, которые «на дальнем расстоянии от мирских жителей» находятся якобы «для промыслу», «притом оленей содержат», а на самом деле являются раскольниками. Варсонофий потребовал вмешательства губернатора.
В декабре 1743 года в пижемские леса, находившиеся тогда в границах Мезенского уезда, отправился воинский отряд под командой майора Ильищева и прапорщика Бородина вместе с «доносителем» Ванюковым, имея инструкцию скит уничтожить. В одной из рукописных повестей говорилось, что указ велит «людей, по лесам живущих, потаенных сыскивати, а сыскав и оковав их в крепости, и пожитки их отвозить в Губернскую...». Хотя приказ о том майору велели держать в тайне, скитники, жившие в лесах, при помощи верных людей получили «список» указа и по-своему подготовились к встрече карателей. В ночь 7 декабря 1743 г. часть архангельского отряда подошла к селению. В избах не оказалось ни одной живой души: все жители от мала до велика во главе с наставником Иоанном Акиндиновым собрались в высокой бревенчатой часовне и заперлись там.
После переговоров солдаты пошли на приступ. В горящей часовне погибло восемьдесят шесть скитников обоего пола... Сенат, едва дошло до него это дело, осудил посылку такой экспедиции и приказал ее прекратить.
После погрома Великопоженский скит был быстро восстановлен и вскоре стал духовным центром всего Печорского края, распространив впоследствии свое влияние до самых отрогов Уральских гор. Скит поддерживал тесные духовные и хозяйственные связи с Выго-Лексинским общежительством. Наибольшего расцвета скит достиг к началу XIX в. при наставнике Исаакии. Здесь находились иконописные, литейные, книгописные и переплетные мастерские, школа и большая библиотека, писцами скита выработался особый печорский полуустав. Изготовляемые иконы и книги широко расходились по печорским скитам. Великопоженские насельники шли с проповедью староверия до самой Сибири. Великопоженский скит внес большой вклад в христианизацию коми-зырян и сохранение староверия на Печоре. В 1854 году скит был разорен царскими властями.
На месте разоренного скита возникла деревня Скитская. В ней и сейчас живут потомки обитателей Великопоженского общежительства.
Печальная память о пижемской гари 1743 года жива и сегодня. На месте гари возникло кладбище, в конце XIX в. на кладбище в память о погорельцах были установлены два больших деревянных креста. В 1990-х гг. на месте сгоревшего скита была возведена часовня, а в 2005 г. рядом с ней был установлен трехметровый восьмиконечный резной крест. Ежегодно на Троицу и в день Ангела о.Иоанна к поклонному месту съезжаются староверы-поморцы района и правят службы по усопшим скитникам.
Вечная память!
|