Главная » 2009 » Январь » 2 » Д.Урушев. Ангелу Лаодикийской Церкви
11:54
Д.Урушев. Ангелу Лаодикийской Церкви

И ангелу Лаодикийской Церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начаток создания Божия. Знаю твои дела – ты ни холоден, ни горяч! О, если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя от уст Моих… Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся. (Откр. 3,14-19).

Мы, православные христиане, непоколебимо веруем в вечность нашей Святой Церкви. Ибо Сам Господь Iсус Христос сказал нам: «Созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ее» (Мф. 16,18). Писание учит нас и тому, что земная Церковь со всеми спасительными таинствами и богоданным священством просуществует до второго пришествия Христова, до конца мира.

Обычно, рассуждая о том, в каком состоянии окажется Церковь ко времени второго пришествия, верующие склоняются к мысли, что будет она малочисленна и слаба. При этом вспоминают о вселенском оскудении веры в последние времена, предреченном Спасителем (Лк. 18,8), и о Его словах: «Не бойся, малое стадо!» (Лк. 12,32).

Эти речения и иные, подобные им, староверы повторяют, когда надо как-то оправдать малочисленность нынешнего стада Христова, недостаток пастырей, отсутствие какой-либо внутренней и внешней церковной жизни. Мол, что поделаешь – последние времена, оттого и скудость во всем! Слова Божии, превратно истолкованные, служат удобным оправданием нашей бездеятельности и равнодушия.

Между тем нет оснований считать, что мы живем в последние дни. Во всяком случае, Сам Господь предостерегает нас от таковых произвольных измышлений: «О дне же том или часе никто не знает, ни ангелы, сущие на небесах, ни Сын, только Отец» (Мр. 13,32). Нет оснований и для того, чтобы утешаться словами о «малом стаде», обращенными к первоначальной христианской общине, к немногочисленным апостолам – ученикам Спасителя. Ведь Христос возвестил апостолам и о том, что «многие от востока и запада придут и возлягут со Авраамом и Исааком и Иаковом в Царствии Небесном» (Мф. 8,11). Разумея этих многих, ждущих просвещения светом разума Святого Евангелия, Христос говорит: «Жатва многа, делателей же мало» (Мф. 9,37).

За две тысячи лет ничего не изменилось. По-прежнему жатва обильна, а делателей не достает. Целые страны и народы не оглашены евангельским учением, а те, что были оглашены, отпали от спасительного единства с Истинной Церковью. Поэтому вечным заветом остается для нас наставление Спасителя: «Идите, научите все языки, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28,19).

Но для того, чтобы совершить апостольский подвиг проповеди веры Христовой, не обязательно отправляться в тридевятое царство, в тридесятое государство, к дикарям и людоедам. Покойный Митрополит Андриан (Четвергов) очень верно заметил в докладе Освященному Собору (октябрь 2004 г.): «Для того, чтобы вести миссионерскую деятельность, сегодня вовсе не требуется пускаться в дальние путешествия, пробираться в глухие места, где живут люди, непросвещенные Евангелием. Таких людей сегодня в избытке вокруг нас».

Вся современная Россия, духовно и нравственно разоренная многолетней диктатурой безбожного коммунистического режима и нынешним «смутным временем» нуворишей и бандитов, является необозримым полем для миссионерской деятельности староверов. Но, к сожалению, наша Церковь не спешит приступить к апостольскому делу проповеди Евангелия. Поэтому на русском поле хозяйничают доморощенные и заморские духовные тати и разбойники…

Староверы молчат не от того, что у них нет слов для проповеди, а от того, что им просто нечего сказать современному миру. Мир уже не удивить ни знаменным пением, ни древнерусскими иконами, ни двуперстием, ни сугубой «аллилуйей».

Обращаясь к миру, староверы по инерции продолжают говорить о том, что только они сохранили староцерковный обряд и старомосковскую духовную культуру. Но сейчас эти разговоры лишены всякого смысла. Сейчас у староверов нет монополии ни на древние обряды, ни на древнюю культуру. В ХХ столетии наши многовековые оппоненты-никониане вполне усвоили манеру писания икон a la Андрей Рублев, а знаменным пением овладели не хуже нас. Старые обряды давно уже признаны ими «спасительными и равночестными» новым. Поэтому любой никонианин может невозбранно креститься двумя перстами, молиться по старым книгам, ходить в косоворотке, с лестовкой и отпускать бороду до полу.

Чтобы выжить и получить силы для ответа современному миру и отпору мирской культуре, Церковь должна возродиться. Точнее говоря, должны возродиться люди, ее составляющие. Они должны по-новому осознать свою веру и свою ответственность за судьбу православия, должны научиться не только хранить, но и разумно использовать великое церковное богатство, унаследованное от предков. Ведь подлинное возрождение – это не реформы, не мнимое обновление, а возвращение к наследию отцов, к учению святых, к слову Евангелия…

Ныне, как и две тысячи лет назад, видим мы, что «жатва многа, делателей же мало». Русский народ ждет от нас проповеди Евангелия и наставления в вере. Ждут этого и те люди, что уже собраны Святым Духом в наших храмах. Ведь одна из насущнейших проблем современного православия – удержание в Церкви и возвращение в нее так называемых «коренных старообрядцев».

Ради исполнения евангельских заповедей надлежит христианам словом и делом доказать миру свою веру. От этого зависит, какая Церковь соберет под свои крыла будущие поколения христиан. Будет ли эта та Церковь, которую возлюбил Христос и за которую предал Себя, «чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством глагола, чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею скверны или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5,27). Или же это будет маргинальная секта, утешающаяся на обочине истории превратным толкованием слов о «малом стаде».

Урушев Дмитрий Александрович – историк, член Союза журналистов России
 
Община (Екатеринбург), 2009, № 1
Категория: Новости Самстара | Просмотров: 1141 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]