В телевизионных выпусках новостей прихожане Жмеринки узнали среди краденого старообрядческие иконы из своего храма. Вновь блеснула надежда... По поручению общины дьяк Петр Старченко обратился в местное РОВД с просьбой предоставить фото приобщенных к делу ценностей для опознания, однако встречных усилий не встретил.
Из Жмеринки пишут: "Если есть возможность, хотелось, чтобы Вы подняли эту тему на страницах Вашего сайта, ведь наверняка каждая община хоть раз на себе чувствовала горечь от утрат наших святынь". Далее христиане отмечают: "Нам кажется, что здесь активную роль должно сыграть наше духовенство как наиболее представительная сила. Ведь даже по гражданскому закону старообрядческие иконы должны быть переданы старообрядческим общинам даже в том случае, если не будет установлена персональная принадлежность украденых икон. Хотелось бы обратиться к Киевской общине, или к другим могущим помочь православным христианам с просьбой получить изображения икон, ведь наверняка такие фото должны быть приобщены к делу".
Действительно, сейчас, пока еще не поздно, все, кто может помочь христианам Жмеринки, должны сделать все, от них зависящее, чтобы вернуть иконы. Во-первых, если о поимке грабителей сообщили недавно, то уголовное дело против них находится в стадии расследования. Очень важно, пока дело не окончено, обратиться с официальным заявлением в правоохранительные органы. И неважно, что сегодня христиане не знают, кто именно занимается расследованием уголовного дела. Поступившее завление обязаны передать по подследственности. Итак, первое, что должны сделать сейчас христиане Жмеринки - написать заявление о том, что среди показанных в теленовостях украденных икон они опознали свои иконы, украденные в 2007 году. Необходимо также сообщить, что местные правоохранительные органы возбудили уголовное дело, но результатов до сих пор не было и далее официально просить об объединении уголовных дел и передаче уголовного дела, возбужденного в Жмеринке, на расследование в Киев, а также о признании общины в качестве потерпевшей и о возврате ей похищенных икон. Письмо можно направить даже на имя министра внутренних дел Украины - в МВД разберутся, кому именно его следует передать. Отправить письмо нужно заказной почтой с уведомлением о вручении.
Не менее важно, чтобы в МВД Украины обратился архиепископ Киевский и всея Украины Саватий. Это покажет всем, в том числе, и властям, что Церковь придает вопросу о возврате икон серьезное значение. Достаточно просто изложить историю проблемы и просьбу вернуть иконы, похищенные из храма Жмеринки, общине.
Хочется надеяться, что найденные иконы все же вернутся в общину Жмеринки. Но ситуация, с которой столкнулись христиане Жмеринки, может стать реальностью для любой другой старообрядческой общины. И здесь видится очень серьезная проблема. Утрата старообрядческими храмами икон происходит не только потому, что храмы зачастую плохо или совсем не охраняются. Не меньше проблем может возникнуть и позднее, если похищенные иконы найдут. Как доказать, что общине принадлежали именно эти иконы?
И здесь мы сталкиваемся с тем, что старообрядческие общины, как правило, не имеют фотокопий и описания своих икон, редких книг, ценной утвари. Не имеют, а должны иметь. Это станет, в какой-то мере, залогом их сохранности и позволит заявить о своих правах в случае похищения, позволит потребовать возврата икон в случае, если они "всплывут" в какой-то частной коллекции и т.д.
Понятно, что это должны быть профессионально сделанные фотографии икон, а также - при их наличии - дарственных или владельческих надписей, клейма и подписи иконописца на обороте икон. Необходимо составить профессиональное описание икон, хранящихся в старообрядческих храмах. Только тогда наши общины смогут действительно обоснованно заявлять о своих правах.
Безусловно, профессиональная съемка и профессиональное описание икон - дело сложное и затратное. В одиночку его могут потянуть далеко не все общины. И здесь инициатива должна исходить из центра. Кстати, это один вопросов, по которому, наверное, возможно сотрудничество старообрядцев с Министерством культуры и его органами на местах. Культовые ценности, хранящиеся в старообрядческих храмах, это весьма ценная часть культурного наследия страны. Возможно, органы Министерства культуры могли бы помочь старообрядческим общинам составить перечни своих книг, икон, утвари, привлечь для этого специалистов из музеев, организовать профессиональную фотосъмку. И случись беда - такой составленный специалистами перечень станет серьезным доказательством принадлежности тех или иных книг и икон старообрядческим общинам.
|