Главная » 2009 » Февраль » 2 » Путевые заметки: Муро-Стревеники. Ч.1
20:39
Путевые заметки: Муро-Стревеники. Ч.1
Из Каунаса мы вновь едем на юг - в небольшую деревушку Муро-Стревенинкай, или, по-русски, Муро-Стревеники. Нам нужно оказаться там как можно раньше: председатель Совета общины Александр Иванович Бондарев ждет нас, но в два часа дня он должен будет уехать на работу в Вильнюс. Мы довольно быстро доезжаем до Кайшядорского района, где находится деревня, несколько раз сворачиваем - и машина останавливается на развилке. Указателя здесь нет, а судя по карте,  Муро-Стревеники - раскиданная по местности деревня, времени объехать ее всю у нас нет - если мы свернем не в ту сторону, шансы на встречу с Александром Ивановичем многократно уменьшатся. На наше счастье, вдоль обочины идет женщина. Екатерина спрашивает у нее дорогу и оказывается, что женщина направляется в ту часть Муро-Стревеник, где расположена моленная, и может показать нам дорогу. Она спешит - засиделась в гостях - и боится опоздать на автобус. Женщина садится в машину и начинает оживленно рассказывать что-то по-литовски.
 
Многочисленные туристические проспекты обязательно упоминают, что литовский язык - древнейший из сохранившихся индоевропейских языков, наиболее близкий к санскриту. Он относится к группе балтийских языков, в которую входят литовский, латышский и мертвый уже прусский язык. Я не филолог, чтобы рассуждать, насколько литовский близок к славянским или германским языкам, но на слух он показался совсем незнакомым. Хотя, если брать отдельные слова или выражения, можно найти общее с русским, белорусским или польским. И все же, ни в одной европейской стране я не чувствовала себя настолько "за границей". В других странах много надписей на английском, да и смысл надписей на французском, испанском, немецком, все же можно понять, в речи местных жителей много общих для европейских языков корней, а в Греции или на Кипре вообще чувствуешь себя, как дома - греческие надписи сделаны почти  "родными" буквами. Славянские языки и вовсе кажутся близкими, смысл сказанного чаще всего можно понять. Другое дело - Литва: совершенно незнакомая на слух речь, непонятные надписи на литовском... Кроме того, литовский язык представлен несколькими диалектами, которые очень здорово отличаются друг от друга. В общем, не будь рядом моих друзей, говорящих на литовском, мне не раз пришлось бы почувствовать себя "без языка". И если в Вильнюсе почти всегда охотно отвечают по-русски, в провинции русским владеют уже не все.
 
 
 
 
Тем временем мы уже въезжаем в деревню и едем мимо веселых ярких домиков. Если быть точной, Муро-Стревеники - не деревня, а две находящиеся рядом деревни - Муро и Стревеники. В первой жители, в основном, литовцы, во второй - больше русских.
 
 
 
 
Асфальт давно кончился, мы едем по довольно узкой грунтовой дороге, но здесь нет ни пыли, ни грязи - деревня очень зеленая, кругом - похожая на газонную трава, яблоневые деревья.  Женщина-литовка распрощалась с нами, выйдя на остановке, а мы едем в сторону храма. Он расположен на самом конце одной из деревенских улиц. 
 
 
 
 
Как и во многих других деревнях Литвы здесь нет заборов, одно-двухэтажные домики прячутся среди зелени. Вид очень уютный.  Павел Петрович выходит у дома Александра Ивановича, а мы едем дальше.
 
 
 
 
Минута-другая - и мы уже подъезжаем к храму. Выходим из машины, оглядываемся. Деревянный храм в Муро-Стревениках был построен еще в начале ХХ века, но позднее сгорел. Нынешний храм построен в 70-х  гг. ХХ в.
 
 
 
 
На сайте мы размещали несколько материалов о Муро-Стревениках. Сначала - о молодежном лагере, затем - о праздновании 100-летия освящения храма и приуроченной к этой дате молодежной встрече, так что фотографий храма и прилегающей территории я видела немало. Интересно сопоставить увиденное на тех фото с тем, что вижу вокруг. Сразу замечаем - вокруг церковного двора устанавливают изгородь. Раньше ее не было.  
 
 
 
Не видела я и симпатичных цветников вокруг храма -  на фото из лагеря они не попали.  Церковный двор вообще очень большой и очень зеленый.
 
 
 
 
С другой стороны открывается знакомая по фотографиям картина - постройки, в которых размещались участники лагеря, большая площадка, где происходили основные события в жизни  лагеря.
 
 
 
Подходим ближе к храму. Прямо на здании - объявления. Расписания служб, правила поведения в храме для иноверных, телефоны актива общины, и еще одно интересное объявление - с просьбой перечислить 2% своего подоходного налога на счет общины. Такие объявления я видела почти во всех храмах. Дело в том, что налоговое законодательство Литвы дает право налогоплательщику перечислить 2% своего подоходного налога на счет любой негосударственной организации: благотворительной, религиозной, научной, образовательной, культурной. Государство совершенно разумно полагает, что отчисляя часть своих доходов в виде налога государству, гражданин имеет право хотя бы частично распорядиться этими средствами. Конечно, многие из тех, кто имеет детей школьного возраста, "добровольно-принудительно" вынуждены перечислять эти деньги школе,  но основная масса прихожан перечисляет часть своего налога общине. Конечно, 2% от подоходного налога, это, чаще всего, небольшая сумма, но собранные воедино, эти средства позволяют существенно пополнить бюджет общины. Будет ли когда-нибудь подобное в России?
 
 
 
 
Минут через десять подходит Павел Петрович, с ним - председатель Совета общины Александр Иванович Бондарев (справа) и исполняющий обязанности наставника  общины Терентий Епифанович Рыбаков.
 
 
 
Александр Иванович открывает храм, заходим. Как многие деревенские храмы, храм в Муро-Стревениках трижды грабили. Было украдено немало старинных икон. Сейчас здесь больше новых икон, храм светлый, небольшой, довольно уютный.
 
 
 
На лавочках - интересные подручники. Именно таких - вязаных - видеть мне раньше не приходилось. В других храмах Литвы подручники сшитые из ткани, как у нас в России. Видимо, в Стревениках есть свои мастерицы-вязальщицы.
 
 
 
Александр Иванович рассказывает нам о храме. Председателем Совета общины он стал недавно. Сам он из Вильнюса, там живет и работает, из Муро-Стревеник его жена, здесь живет его теща. Стревеникские староверы попросили его стать председателем Совета - все равно ведь ездит в гости к теще, вот и храм поможет привести в порядок. Местных староверов поддержал Высший Совет. Да и сам Александр Иванович уже думал, что храм нужно реставрировать, общину укреплять. Так и согласился. За неполный год сделано немало: отремонтировали храм, благоустроили церковный двор,  провели молодежный лагерь. О храме и об общине Александр Иванович рассказывает с вдохновением - сразу видно, что для него это стало делом жизни.
 
 
 
 
 
Интересно читать объявления в храме или у храма - это позволяет взглянуть на жизнь прихода изнутри. В Муро-Стревениках видно - жизнь в приходе не замерла. При нас Александр Иванович прикрепляет еще одно объявление для прихожан - приглашение в один из соседних приходов на праздник, посвященный 100-летию храма.
 
 
Вслед за Александром Ивановичем выходим из храма и, обойдя его, направляемся туда, где совсем недавно проходил молодежный лагерь.  
 
Категория: Новости Самстара | Просмотров: 1394 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]