26 января (8 февраля) 1914 года в Санкт-Петербурге скончался известный деятель федосеевского согласия Я.И.Шишкин.
В некрологе, опубликованном в февральском номере журнала "Слово Церкви" за 1914 год, говорилось:
"Это был типичный "русский самородок", с прирожденным умом, широкой инициативой, упорной энергией.
Сын крестьянина Вятской губернии, он, по отбытии воинской повинности в Москве, поступил на 25 руб. жалованья на московский альбуминный завод. Это дело в России только-только начиналось. Ознакомившись с производством, Я.И.Шишкин через несколько лет открывает свой небольшой завод в Самаре. Получив сам лишь начальное образование, он сам садится за книгу, становится механиком, химиком, открывает новые пути в своем производстве, энергично ведет и расширяет дело. Через несколько лет он, кроме Самары, открывает свои новые заводы в Харькове, Петербурге, Москве, Одессе, Оренбурге, Туле. До этого времени везде при городских бойнях стоило больших денег собирать и отвозить на свалки кровь убитых животных. Теперь Я.И.Шишкин за эту же кровь платил городам большие деньги, выделывая из нее альбумин и землеудобрительные туки. Но все труды его едва не были сведены на нет малокультурностью русских промышленников и земледельцев. Несмотря на большие затраты по ознакомлению их с продуктами своего производства, товары Я.И.Шишкина имели малый сбыт в России, и он, скрепя сердце, соглашался на сбыт их за границу, откуда постоянно поступали на них огромные требования. Свыше 80% производства "русского мужичка" шло в Англию и другие европейские государства.
В общественной деятельности покойного яркой нитью проходит твердое и энергичное предстательство за своих старообрядцев. Особенно много было сделано им по старообрядческому вопросу во время разработки законопроекта о старообрядческих общинах в 3-й Государственной Думе и в Государственном Совете. Живя в то время в Петербурге, Я.И.Шишкин был одним из организаторов общестарообрядческой квартиры, где собирались для разработки старообрядческого законопроекта представители старообрядцев разных согласий и члены старообрядческой комиссии государственной Думы, с покойным В.А.карауловым во главе. Покойный В.А.караулов весьма ценил Я.И.Шишкина, всегда прислушивался к его мненю и в случаях экстренной необходимости всегда первым вызывал его. Это были люди разных общественных положений, но они искренне и дружно стремились к одной цели - к раскрепощению старообрядчества.
В это же время Я.И.Шишкин положил много труда по проведению через правительственные учреждения нового устава Преображенского богаделенного дома, по которому этот центр безпоповства был освобожден от опеки и надзора правительственных чиновников, полноправно управлявших им ранее. Несколько лет Я.И.Шишкин состоял членом совета московской старообрядческой общины Преображенского кладбища, и когда сложил с себя это звание, совет поднес ему адрес, составленный в трогательных выражениях.
Бедность в детстве, борьба за существование в юности, борьба за широкие общественные идеалы, когда материальное положение уже обеспечено... все это потребовало слишком много здоровья и энергии. Сердце устало. И Я.И.Шишкин скончался всего лишь 42 лет от роду от болезни сердца.
30 января состоялись похороны Я.И.
Тело умершего прибыло в Москву рано утром по Николаевской железной дороге и на руках перенесено было на Преображенское кладбище, где в молельне совершен чин погребения. За богослужением присутствовали: представители старообрядчества и торгово-промышленного мира, многочисленные служащие покойного и почитатели его памяти. По окончании отпевания тело Я.И. было перенесено на кладбище, где после молитвы опущено в могилу. На гроб Я.И. было возложено много венков."
Слово Церкви, 1914, № 6
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ!
|