В народе издавна говорят: «Где храм, там и Бог». Я это к тому, что среди 40 (из 350) памятников культурного наследия, на которых в минувшем году специалисты в основном завершили строительные и реставрационные работы, есть восстановленная церковь Рождества Христова и колокольня храма Воскресения в древнерусском (новгородском) стиле старообрядческой общины на территории историко-архитектурного ансамбля «Рогожская слобода».
Награда за подвиг
В далеком 1771 году в Москве нежданно-негаданно разразилась страшная чума. Настолько чудовищно повальным оказался мор, что даже свободных мест на кладбищах не стало, и их пришлось закрыть. Вот тогда-то старообрядцы и выказали подлинное мужество и милосердие. Они взяли на себя всю организацию профилактических мероприятий по борьбе с эпидемией, лечением инфицированных больных и захоронению усопших (саванов на всех не хватало, поэтому покойников часто заворачивали в рогожу) на специальном участке Рогожского кладбища (раньше его называли Рогожским молитвенным домом рядом с одноименной заставой ямщиков Нижегородского тракта) приверженцев старой веры.
По свидетельству современников, по окончании «московского мора», императрица Екатерина II открыто и искренне восхищалась подвигом верующих. А позднее высочайшим указом государыня даровала обширные земли загородного погоста Москвы для организации на его территории духовного центра русских старообрядцев, приемлющих священство.
«Осечка» с грандиозным храмом
Вначале здесь построили большую деревянную часовню. Оказалось мало: в Рогожской общине оседали старообрядцы со всех уголков России. Поэтому в 1772 году знаменитый московский архитектор Матвей Казаков, к которому обратились иерархи старой церкви, разработал проект первого и самого внушительного объекта будущего архитектурного ансамбля Рогожской слободы: храма Покрова Пресвятой Богородицы, больше известного как неотапливаемый «летний» Покровский собор.
Правда, когда строительство близилось к логическому завершению, случилась, мягко говоря, осечка. Члены Священного синода Русской православной церкви (РПЦ) и прочие высокопоставленные представители духовенства в Петербурге деликатно выказали императрице Екатерине Алексеевне свое едва скрываемое возмущение. Дело в том, что храм Покрова мог стать самым грандиозным культовым сооружением Москвы. В общем, решили, что это не очень хорошо. В результате в проект были внесены изменения, из-за которых творение Казакова в традиционно классической манере стало меньше в размерах.
Полвека запечатанных алтарей
Это случилось в правление государя Александра II по навету некоего иеромонаха Парфения. В 1856 году во время беседы с митрополитом Московским РПЦ Филаретом он прямо заявил (открыто солгал!), будто в старообрядческих храмах творятся различные богопротивные бесчинства. Странно, но нескольких лживых фраз оказалось достаточно, чтобы во всех церквах Рогожской слободы были почти немедленно опечатаны алтари, а священников тем самым лишили возможности служить литургию.
Как бы там ни было, недоступные алтари за резными Царскими вратами покрылись густым покрывалом пыли почти на 50 лет. Потому как не могла и не желала старообрядческая община Рогожской слободы Москвы противостоять синоду Русской православной церкви. Надо было смиренно терпеть и не навлекать на свою беспричинно опальную голову открытого неудовольствия.
Чудо пасхальных дней
В Манифесте 1905 года Николай II, взошедший на трон, официально даровал свободу вероисповедания всем подданным Российской империи, и на Пасху тяжелые печати с алтарей храмов Рогожской старообрядческой общины были торжественно сняты, и именно с пасхальных праздников в здешнем духовном центре началась наиболее активная жизнь. Скоро тут поднялась белокаменная многоярусная Воскресенская колокольня-храм по проекту архитектора Федора Горностаева. (Кстати, эта звонница всего на один метр ниже кремлевского столпа Ивана Великого.)
Рядом зимний (теплый) храм Рождества Христова. В 1910 году по проекту зодчего Ильи Евграфовича Бондаренко тут принялись возводить грациозную Никольскую церковь. Она приняла первых прихожан ровно через 12 месяцев. Затем свои же артельщики построили в границах духовного центра Дом причта - резиденцию главы старообрядцев, больницу, открыли собственный институт, духовное училище, оборудовали типографию, ремесленные мастерские. Возвели каменные жилые дома, устроили торговые ряды, систему каскадных прудов (с иорданью), соорудили часовенку на воде, разбили Митрополичий сад. И конечно, поставили настоящие русские бани - так возник целый городской поселок с населением более 10 тысяч человек.
Вот как описывал Рогожское кладбище в начале прошлого века П. И. Богатырев в книге «Московская старина»: «Великолепные храмы, украшенные иконами и живописью, поражали своим богатством - вряд ли где на Руси церкви были богаче. Старообрядцы, что касается духовной жизни, не жалели тысяч на редкие лики, старинные книги и отдавали их храмам, где их хранили как зеницу ока. Там можно встретить такие редкости, какие по ценности не уступят знаменитым европейским музеям и библиотекам. Словом, хорошо жилось тогда старообрядческому миру»…
Вместе с тем рядом проходил печально знаменитый Владимирский тракт (ныне - Горьковское шоссе), по которому шли, грохоча тяжелыми кандальными цепями, те, кто был осужден на каторжные работы в рудниках далекой Сибири. С другой стороны, мимо Рогожской слободы неизменно тянулись километровые обозы с разнообразным товаром. Его купцы выгодно сбывали на Нижегородской ярмарке.
Время собирать камни
После того как в 2005 году правительство Москвы приняло постановление о полномасштабной реставрации архитектурно-паркового ансамбля Рогожской слободы (Юго-Восточный административный округ), был объявлен открытый конкурс. Его выиграло ГУП «Дирекция заказчика «Гидромост», а первоочередными объектами восстановления в Рогожском поселке (в частности, на Старообрядческой улице - бывшей Войтовича) стали архитектурные памятники федерального уровня: почти уничтоженная церковь Рождества Христова, разрушенная колокольня-храм Воскресения и обветшавший гигантский Покровский собор (сейчас его готовят к восстановлению).
Правда, прежде ведущие эксперты Москомархитектуры, по словам главного архитектора российской столицы Александра Кузьмина, подготовили детальный план абсолютно всех строительно-реставра-ционных работ. Еще раньше сотрудники 17-й мастерской института «Моспроект-2» под руководством известного мос-ковского зодчего Евгении Дутловой провели скрупулезное историко-культурное исследование комплекса. При этом им удалось точно определить его исторические границы (на площади 13, 5 гектара), в пределах которых в советские годы появились гражданские по- стройки.
Например, неказистое и давно требующее ремонта здание общежития вагоноремонтного завода, старая средняя школа, три жилых пятиэтажных дома («хрущевки» на Подъемной улице Нижегородского района) и другие ветхие строения в самом центре Рогожского поселка, что, конечно, выглядит чуждым на священной территории старообрядцев.
…До того как сюда пришли строители, нельзя было без жалости смотреть на то, что осталось от некогда великолепного комплекса. Например, на Воскресенскую звонницу, с которой в 1928 году сбросили колокола, отправив на переплавку для нужд социалистической промышленности. Уничтожили редчайшие иконы, сожгли уникальную библиотеку, осквернили алтари, святые мощи - все, что могли предать забвению, уничтожили.
Не менее печально выглядела полностью разграбленная церковь Рождества (ни купола, ни креста, ни ротонды - ничего внутри), где прежние власти сначала устроили столовую с «рюмочной», а после пожара, отдали церковь под склады кремлевских музеев. Люди с новым «пониманием» нравственности не пощадили даже кладбищенские склепы. С них просто снимали или выламывали мраморные плиты, а потом отвозили их в качестве будущих деталей облицовки станций Московского метрополитена. Дикость? Однако это было. Не курьез, не помутнение разума, а сознательный вандализм.
К истокам красоты
Что сегодня в общих чертах предусматривает градостроительная документация проекта ремонтно-реставрационных работ в Рогожской слободе? Если вкратце, то здесь снесут почти все непрофильные постройки - это колоссальный объем работ. Оставят только (после капитального ремонта и возможной перепланировки) здание школы, где вновь разместится бывший Старообрядческий институт, и заводское общежитие. Его строители намерены реконструировать, превратив в современный сравнительно недорогой гостиничный комплекс для туристов.
Жителей трех пятиэтажек переселят в новый дом в пределах управы, то есть в том же Нижегородском районе. К слову, все, что когда-то «по недомыслию» воинствующих атеистов было возведено между реставрированной в 2008 году церковью Рождества (ее настенную роспись восстанавливали по архивным эскизам), возрожденной звонницей Воскресения и Покровским храмом, строительные бригады тоже снесут. Зачем? Чтобы расчистить площадку под устройство Соборной площади.
На этой территории будет, по словам реставратора Евгения Роева, воссоздан изумительный каскад чистых прудов и обязательно сооружена по сохранившимся образцам изящная часовенка на искусственном островке. С берегом его соединит ажурный мостик. На Старообрядческой улице заново высадят Митрополичий сад, а также построят в Рогожском поселке новый главный вход, уже названный Святыми вратами.
После окончательной реставрации всех намеченных объектов и выполнения ландшафтных работ на одном из участков Третьего транспортного кольца, говорят строители, решено возвести специальную высотную смотровую площадку. С нее можно будет любоваться живописной панорамой архитектурно-паркового ансамбля храмов, садов и прудов Рогожской слободы, возрожденной строителями и реставраторами наших дней. Как дань действительно благодарных потомков необыкновенной истории уголка древней юной Москвы.
Галина Кириллова
Московская перспектива, № 14 за 12.02.2009 |