Что же касается до чтения книг, то духовнопремудростное и внешнее учение безпрекословно есть оному вседобрый ключ, ибо сим всякое писание отпереть возможно, а без него како возможно кому дерзостно войти внутрь храма Священнаго Писания, ибо естества, существа, случаи, свойства, качества, количества никогдаже таковаго допустят наслаждатися совершенно пресладчайшия доброты Священнаго Писания...
Андрей Борисов, наиболее яркий представитель третьего поколения выговских наставников, в возрождении духовной жизни Выговской обители видел главную задачу своего киновиаршества (1780-1791). Важной составляющей его плана, включавшего даже создание староверческой академии, было поднятие уровня грамотности и расширение книжного дела.
В нашей Книжнице - небольшое поучение Андрея Борисова, которое может быть названо «Похвала премудрости». Оно адресовано лексинским грамотницам - насельницам Лексинского общежительства - и в определенной степени может рассматриваться как программное. Здесь, как во многих других поздних сочинениях, находит выражение гордость общежителей за свою славную историю: ряд святых, имевших к премудрости «тщание великое» (святые Екатерина и Евгения), дополнен выговским примером - упоминанием лексинской наставницы Соломонии Денисовой. Автор говорит о богоугодности всякой премудрости, призывает своих слушательниц «дружиться» с нею «лутчее всех суетных дружеств», подчеркивает важность чтения книг (в том числе «внешних» авторов) для познания божественной премудрости.
Опубликовано: Юхименко Е.М. Литературное наследие Выговского старообрядческого общежительства. В 2-х т. Т.1 - М.: Языки славянских культур, 2008 |