Главная » 2009 » Февраль » 24 » В Архиве - Книга об умерших за 1912 год старообрядческой общины Спасова согласия с.Курумоч Ставропольского р-на Самарской губернии
19:12
В Архиве - Книга об умерших за 1912 год старообрядческой общины Спасова согласия с.Курумоч Ставропольского р-на Самарской губернии
Для тех, кто бывал в Самаре, да и для большинства сегодняшних жителей города, слово "Курумоч" ассоциируется с названием международного аэропорта Самары. Между тем, Курумоч - это еще и старинное село в Ставропольском районе Самарской области, недалеко от которого построен современный аэропорт.
 
Село Курумоч считалось "раскольничьим".  По данным «Самарских епархиальных ведомостей», последователи старой веры появились в нем благодаря пропаганде живущих в окрестных лесах старообрядцев, бежавших от преследований закона, а также выходцев из Иргизских монастырей.
 
«Самарские епархиальные ведомости» так описывают местных староверов: «Они живут своими доктринами, славятся между собою дружностью, ненавистью к православным (имеются в виду принадлежащие к господствующей церкви - прим. "Самарского староверия") и несокрушимым упорством; имеют свою молельню, свое кладбище, совершают богослужения и обряды, преимущественно ночью».
 
Из года в год перед епархиальными миссионерами ставилась задача "искоренить раскол" в Курумоче, однако успеха на этом поприще они так и не добились. «Удивительно, чем чаще миссии являлись в Курумоч, тем больше они возбуждали в раскольниках ожесточения и мужества к защите своих догматов», - вынуждены были признать «Самарские епархиальные ведомости». А вот как описывает очередную миссию епархиальных властей школьный учитель с.Курумоч А.Скородумов, явно не симпатизировавший «раскольникам»: «Сельские власти усиленно побуждали раскольников идти на прения о вере в церковь. «Пойти-то пойдем, да уж не поддадимся антихристовой печати!»- злобно  говорили раскольники, идя в церковь. И действительно, миссионер не мог иметь никаких результатов в прении. – «Ай печать пришел нам ставить?» - говорили грубые раскольники. Миссионер слово, а они двадцать, так что защитник православия должен был в середине беседы прекращать разговор, чем подавал повод говорить раскольникам о победе. – «Что? Аль не выдюжил?» - кричали они, выбегая из церкви». 
 
«Самарские епархиальные ведомости» за 1878 год вынуждены констатировать: «Раскол берет перевес; с каждым годом все больше и больше крепнет; более видит надежды приобрести себе последователей. Надежды же на послабление, и тем более, на искоренение раскола – пока нет. Раскол Курумченский как бы процветает…».
 
Особую озабоченность епархиальных властей вызывали почти открытые собрания местных старообрядцев, а также приезды в село духовных наставников и попечителей. «Самарские епархиальные ведомости» отмечали: «Весьма часто в Курумоче бывает нечто вроде соборов под председательством приезжающих из Симбирска, Саратова, Самары  и Ставрополя старцев и стариц, которых раскольники встречают и провожают с подобающею честью, «аки великих пастырей». На составляемых соборах решаются спорные вопросы, авторитеты примиряют враждующие партии, и стараются утверждать единомыслие и единоверие своих собратьев».
 
Ставропольский район вообще, и Курумоч, в частности, были населены преимущественно последователями Спасова согласия. Попечителями   старообрядческой общины в 70-80 г.г. XIX века были ставропольская старица Марья Гаврильевна  и купчиха из с.Красный Яр Ставропольского уезда Коробова.  
 
В годы советской власти моленная в Курумоче была закрыта. Однако староверы-спасовцы живут в селе до сих пор. Это преимущественно пожилые люди. Община Спасова согласия официально не зарегистрирована, на моления христиане собираются по домам.
 
В нашем Архиве - Книга об умерших за 1912 год старообрядческой общины Спасова согласия с.Курумоч. Вел ее тогдашний наставник общины Никола Городничев.
 
Книга хранится в ГАСО, Ф.1, оп.7, д.375

 

Категория: Новости Самстара | Просмотров: 1281 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]