Для тех, кто бывал в Самаре, да и для большинства сегодняшних жителей города, слово "Курумоч" ассоциируется с названием международного аэропорта Самары. Между тем, Курумоч - это еще и старинное село в Ставропольском районе Самарской области, недалеко от которого построен современный аэропорт.
Село Курумоч считалось "раскольничьим". По данным «Самарских епархиальных ведомостей», последователи старой веры появились в нем благодаря пропаганде живущих в окрестных лесах старообрядцев, бежавших от преследований закона, а также выходцев из Иргизских монастырей.
«Самарские епархиальные ведомости» так описывают местных староверов: «Они живут своими доктринами, славятся между собою дружностью, ненавистью к православным (имеются в виду принадлежащие к господствующей церкви - прим. "Самарского староверия") и несокрушимым упорством; имеют свою молельню, свое кладбище, совершают богослужения и обряды, преимущественно ночью».
Из года в год перед епархиальными миссионерами ставилась задача "искоренить раскол" в Курумоче, однако успеха на этом поприще они так и не добились. «Удивительно, чем чаще миссии являлись в Курумоч, тем больше они возбуждали в раскольниках ожесточения и мужества к защите своих догматов», - вынуждены были признать «Самарские епархиальные ведомости». А вот как описывает очередную миссию епархиальных властей школьный учитель с.Курумоч А.Скородумов, явно не симпатизировавший «раскольникам»: «Сельские власти усиленно побуждали раскольников идти на прения о вере в церковь. «Пойти-то пойдем, да уж не поддадимся антихристовой печати!»- злобно говорили раскольники, идя в церковь. И действительно, миссионер не мог иметь никаких результатов в прении. – «Ай печать пришел нам ставить?» - говорили грубые раскольники. Миссионер слово, а они двадцать, так что защитник православия должен был в середине беседы прекращать разговор, чем подавал повод говорить раскольникам о победе. – «Что? Аль не выдюжил?» - кричали они, выбегая из церкви».
«Самарские епархиальные ведомости» за 1878 год вынуждены констатировать: «Раскол берет перевес; с каждым годом все больше и больше крепнет; более видит надежды приобрести себе последователей. Надежды же на послабление, и тем более, на искоренение раскола – пока нет. Раскол Курумченский как бы процветает…».
Особую озабоченность епархиальных властей вызывали почти открытые собрания местных старообрядцев, а также приезды в село духовных наставников и попечителей. «Самарские епархиальные ведомости» отмечали: «Весьма часто в Курумоче бывает нечто вроде соборов под председательством приезжающих из Симбирска, Саратова, Самары и Ставрополя старцев и стариц, которых раскольники встречают и провожают с подобающею честью, «аки великих пастырей». На составляемых соборах решаются спорные вопросы, авторитеты примиряют враждующие партии, и стараются утверждать единомыслие и единоверие своих собратьев».
Ставропольский район вообще, и Курумоч, в частности, были населены преимущественно последователями Спасова согласия. Попечителями старообрядческой общины в 70-80 г.г. XIX века были ставропольская старица Марья Гаврильевна и купчиха из с.Красный Яр Ставропольского уезда Коробова.
В годы советской власти моленная в Курумоче была закрыта. Однако староверы-спасовцы живут в селе до сих пор. Это преимущественно пожилые люди. Община Спасова согласия официально не зарегистрирована, на моления христиане собираются по домам.
Книга хранится в ГАСО, Ф.1, оп.7, д.375
|