В эти февральские дни 95 лет назад г.Балаково Самарской губернии (ныне - Саратовской области) прощался с Анисимом Михайловичем Мальцевым - белокриницким старообрядцем, купцом, землевладельцем, благотворителем и храмоздателем. Он скончался 10 (23) февраля 1914 года, был погребен 15 (28) февраля 1914 года.
Шесть дней жители Балакова, а также многочисленные гости из Самары, Саратова, Николаевска, старообрядцы из многих уголков России съезжались в Балаково для прощания с этим незаурядным человеком.
Сегодня мы размещаем материалы из журнала "Церковь", опубликованные в 1914 г. Это некролог редакции журнала и надгробная речь Иосифа Климентовича Перетрухина, известного старообрядческого публициста и начетчика.
Анисим Михайлович Мальцев
В г.Балаково Самарской губернии скончался 10-го февраля крупный землевладелец, старообрядец Белокриницкой иерархии, на 50 году своей жизни, Аннсим Михайлович Мальцев. Из рода Мальцевых остался его брат Паисий Михайлович, известный библиограф, собравший огромную бнблиотеку. Все огромное состояние покойнаго, заключающееся в 120 тысячах десятин земли, несметном количестве скота, миллионов пудов хлеба, досталось Екатерине Анисимовне, единственной дочери покойнаго, вышедшей замуж за известнаго нефтепромышленника, обладающаго, в свою очередь, также крупным состоянием, Андрея Ивановича Меркулова.
Покойный, несмотря на свое положение, отличался большой доступностью.
А.М. большую часть своих доходов со своего огромнаго состояния употреблял на благотворительные цели. Расходовались им колоссальные суммы на вспомоществование бедных семейств, вдов, сирот, духовенства христианских церквей, но больше всего на старообрядческий клир.
В голодный 1891 год А.М.Мальцевым содержалась не одна тысяча семейств. На вспомоществование голодающим им было закуплено до 40 тысяч пудов одной солонины... В родном городе Николаевске Самарской губернии (ныне - г.Пугачев Саратовской области - прим. «Самарского староверия») А.М. устроен и обеспечен великолепный богаделенный дом.
Бывая часто на Кавказе и видя, как страдают больные oт дороговизны жизни на источниках, А.М. устроил в Ессентуках совместно с Н.А.Бугровым на 200 человек огромный санаторий со всеми удобствами, где за незначительную плату (не дороже 20 р.) больные могут жить в отдельной комнате и пользоваться ванной в источниках, тогда как пользование одними ваннами стоит гораздо дороже.
Будучи сыном старообрядческой Церкви, А.М. по объявлении религиозной свободы задумал строить храм в городе Балаково, где имел свое постоянное местожительство. С 1907 года началось сооружение храма, которое постройкой теперь доведено до конца, за исключением внутренней отделки. Храм по оригинальности cвоей архитектуры едва ли имеет себе подобных. На постройку храма затрачено до 600 тысяч рублей.
В частной жизни А.М. отличался удивительной скромностью жил в Балакове в небольшом сравнительно доме, по приезде в города занимал сравнительно скромный номер.
Весть о смерти Мальцева распространилась с быстротой молнии по Балакову.
15-го февраля тело его было предано земле. На похороны съехалось огромное число людей: из Москвы прибыл архиепископ Иоанн, епископ Александр, два священника, два диакона с Рогожского кладбища и хор певчих. Из саратовской eпархии прибыл епископ Мелетий. Всего на похоронах было 22 священника, 5 диаконов и несколько стихарных. 15 февраля печальная процессия двинулась из дома к храму. Огромные волны народа сопровождали процессию. Духовенство следовало за гробом. За духовенством шел хор певчих, за певчими медленно двигался поезд с многочисленными венками.
Отпевание тела усопшаго было в новом храме. По окончании отпевания архиепископ Иоанн, епископы Александр, Мелетий и священник г.Балакова о.Георгий Макаров произнесли надгробные слова. Во всех речах слышались скорбь, сожаление по поводу безвременной кончины А.М. По окончании речей началось прощание. Во время последняго целования плач, рыдание распространились по всему храму.
Из храма процессия направилась к старообрядческому кладбищу. Масса народа сопровождала гроб до могилы. На кладбище по окончании отпевания была произнесена речь И.К.Перетрухиным следующего содержания:
Печальное известие о переходе твоем, дорогой Анисим Михайлович, из временной жизни, жизни, полной тревог, волнений, забот, мирской суеты в жизнь вечную, в жизнь, откуда нет возврата, поразила всех нас: твоих родных, твоих друзей, твоих знакомых, твоих почитателей, всех тех, кто знал тебя, кто слышал о тебе. Плач и рыдание и потоки нскренних слез вырвались из грудей их, когда узнали о кончине твоей.
Весть о смерти твоей с молниеносной быстротой разошлись по старообрядческой Руси. От безпредельных самарских степей до первопрестольного града Москвы, и от славной столицы до снежных гор Кавказа, разошлась, подобно волнам морским, слава о делах твоих. Но, по слову пророка, дела твои ходят с тобою, они будут свидетельствовать пред престолом Всевышняго, они свидетельствуют в Mipe сем, они будут свидетельствовать пред потомством, и память о делах твоих сохранится навеки. Своими делами ты воздвиг памятник в сердцах людей нерукотворный. Исполняя слова Евангелия - не отгоняйте малых сих (Лук. 18, Ю), ты много уделял им внимания, помогая нм словом и делом; давал возможность многим окончить ученье, пристраивал многих на места и предпринимал все возможные меры для оказания им помощи. Исполняя слова Писания: «Отцом был я для нищих» (1ов. 29, 16) и приведи сюда нищих и увечных (Лук. 14, 21), в городе Николаевске тобою устроен великолепный Богаделенный дом, который призревает сотни немощных, старых, убогих, сирых и бёдных, немогущих работать вдов.
Исполняя слова Евангелия - «недужным облегчайте страдания, ибо они имеют нужду во враче» (Мат. 9, 12), в Ессентуках на Кавказе тобою построен великолепный санаторий, за устройство котораго тебя благодарят, имя твое превозносят и чтят больные. Будучи верным сыном Церкви, храня ея заветы, заветы предков, ты доказал свою любовь делом: в родном городе, Балакове, ты выстроил храм, по оригинальности архитектуры не имеющий себе равных среди старообрядческих храмов, постройку котораго, как и все добрыя твои начинания, докончат наследники твои, которые, мы надемся, станутъ достойными преемниками твоими. И храма сего мы слышим звон, печальный звон, возвещающий о кончине твоей. И мы с сердечной болью восклицаем: «какой человек ушел от нас!»
Но мы христиане… Веруем, что ни единый волос не спадет с головы без воли Господа (Лук. 21, 18). И скажем: да будет воля Твоя яко на небеси и на земли-(Матф. 6, 10). Ты даровал жизнь. Ты установил и смерть. Ты вводишь в Mip, Ты изводишь из Mipa. И мы будем говорить подобно терпеливому Иову: Господь даде. Господь отъять: яко Господеви изволися, тако бысть, буди имя Господне благословено во веки веком (Иов. 1, 21). Аминь».
После речи тело было опущено в склеп. И народ с печальными лицами разошелся по домам. Вечером в залах дома общественнаго собрания народнаго дома был устроен похоронный обед, на котором было до 1,500 человек.
В общественном собрании присутствовали местное купечество, представители купечества из гг. Самары, Саратова, Николаевска, Вольска. Были представители администрации министерства земледелия, финансов, торговли и промышленности.
В течение шести дней, когда тело не предавалось земли, кормили до 2,000 человек ежедневно.
Мир душе твоей, глубокочтимый всеми Анисим Михайлович!
Церковь, 1914, № 9
Фото из журнала Церковь, 1914, № 9
|