Главная » 2009 » Февраль » 25 » Иерей Феодор Гусляков. Слово в Неделю Мясопустную, сказанное в Рогожском храме (1914 г.)
15:00
Иерей Феодор Гусляков. Слово в Неделю Мясопустную, сказанное в Рогожском храме (1914 г.)
Архиепископ Московский Иоанн (Картушин) постоянно напоминал священникам, что согласно правилу 58-му св. апостол они должны научать народ благочестию и благословил служащих в Рогожских храмах священников обращаться к прихожанам с проповедью после каждой воскресной и праздничной службы. Одну из таких проповедей, сказанную иереем Феодором Гусляковым в Рогожском храме после службы в неделю Мясопустную, опубликовал журнал "Церковь" (1914, № 7).
 
 
 
Иерей Феодор Гусляков
 
Феодор Гусляков был рукоположен в диаконы неокружническим еп. Кирилом в 1900 году в Одессе. Перу о.Феодора принадлежит множество воззваний о примирении неокружников и окружников, он принимал деятельное участие в примирительных совещаниях, проходивших  в Москве и на юге России. В 1906 г. совместно с еп. Кирилом участвовал в Мирном соборе на Рогожском кладбище. В 1907 г. начал служить диаконом на Рогожском, а в 1912 году архиепископом Иоанном рукоположен в иереи ко храмам Рогожского кладбища.
 
 
Слово в Неделю Мясопустную
 
Г. I X. С. Б. п. и.
 
Православные христиане!
 
Мы стоим у преддверия св. поста. Еще неделя, и мы услышим умильныя песнопения  постового богослужения; услышим песнопения, призывающия нас  к раскаянию в грехах, къ очнщению своей совести от  мертвых дел.
 
Св. Церковь, как любвеобильная мать, уже начала приуготовлять нас к этому. Вот уже третий воскресный день мы слышим за всенощным богослужением глубоко-умилительное песнопение: «Множество содеянных ми зол помышляю, окаянный, и трепещу страшнаго дне суднаго. Но надеясь на милость благоутробия Твоего яко Давыд вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей».  
 
Песнопением этим св. Церковь имеет в виду вызвать в нас сознание, что нами совершается безчисленное множество злых дел, отчет в которых мы должны будем дать пред лицом всевидящаго Бога, знающаго сямыя  сокровенныя наши дела и даже мысли. Отчет в этих наших делах и помыслах мы должны будем дать на Страшном  суде Христовом во второе и славное Его пришествие.
 
Невыразимо страшен будет этот суд для нас, грешных. В защиту нас на этом суде не могут выступить  ни отец ни сын, ни вообще кто-либо из посторонних. На этом суде мы не будем иметь возможности выставить за себя наемных защитников, как это бывает здесь, на земле, в здешних судах. Нет, на суде Христовом мы должны будем сами лично дать ответ за свои дела, совершонныя в здешней жизни, и каждый из нас, по справедливому приговору Великаго Судьи, получит то или иное воздаяние, то или иное возмездие.
 
Как страшен будет этот суд, послушаем св. пророка Даниила. Видел я, - говорит пророк, - поставлены были престолы и возсел Ветхий днями: одеяние на Нем было бело, как снег, и власы главы Его – как чистая волна; престол его – как пламя огня, колеса Его- пылающий огонь. Огненная река выходила и протекала пред Ним: тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним: судьи сели и раскрылись книги… Вострепетал дух мой во мне, Данииле, в теле моем. Итак, даже пророк убоялся и вострепетал. Как же не вострепещем мы, грешные, когда предстанем на этот суд?
 
Никто пусть не утгешаеет себя мыслию, что суда этого не будет, никто пусть не утгешает себя тем, что за все нами сотворенное, мы не понесем ответственности пред Богом.
 
О том, что будет этот Страшный суд, мы знаем не только из пророческаго видения; об этом возвестил нам Сам Спаситель Mipa Господь наш Исус Христос. Вот что сегодня слышали мы из чтения святаго Евангелия   во   время   Божественной   литургии.
 

«Когда же приидет Сын Человеческий во Славе Своей и все святые ангелы с Ним, тогда сядет на престол славы Своей, и соберутся пред ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставить овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания Mipa: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал и вы напоили Меня; быть странником и вы приняли Меня; быль наг, и вы одели Меня; быль болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне»... Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный  диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть:, жаждал, и вы не напоили Меня; быль странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болел и в темнице, и не посетили Меня». И пойдут сии в муку вечнуу, а праведники в жизнь вечную

Таким образом, из уст Самого Господа мы слышали, что будет и суд и воздаяние каждому по делам его. Каждый по делам своим или прославлен будет, или примет осуждение.
 
Совершая каждый день и даже каждый час великое множество грехов, мы с величайшим трепетом души должны приводить себе на память этот грозный и Страшный суд для грешников.
 
На самом деле, кто не содрогнется, слыша слова Господа, обращаемые Им на этом Страшном суде к стоящим по левую Его сторону: Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный Диаволу и ангелом его?!
 
Вдумайтесь, насколько ужасны эти слова! Ведь это приговор – на вечныя и никогда не скончаемые времена лишиться лицезрения Бога и идти в неугасающий огонь на мучение вместе с диаволом. Душа содрогается от одной только мысли, что это будет произнесено даже если не над нами…
 
Св. Ефрем Сирин так изображает этот Страшный суд. «по мановению Сына Божия, скорее, нежели в мгновение ока, все умершие соберутся на место суда… Поистине, братия моя, тогда настанет страх и ужас, каких никогда еще от начала  мира и до сего дня не было и не будет… Тогда на суде мы увидим стоящие окрест (престола Христова) ангельские силыж тогда дела каждаго будут объявлены пред ангелами и человеками. Велик будет, братия, страх в час тот, когда откроются страшные сии книги, в которых написаны и дела наши, и слова наши, и что сделали мы в жизни сей, и что думали скрыть от Бога, испытующаго сердца и утробы. Там записаны всякий поступок и всякое помышление человеческое, все доброе и худое. Тогда все, поникнув долу, станут размышлят о делах своих и каждый увидит стоящими пред собою собственныя дела свои, и добрыя и худыя, кякия прежде кто сделал. Тогда каждый из нас, раскаиваясь и рыдая, с горькими слезами будет говорить: увы мне грешному, что случилось со мною так неожиданно? Как прошло время жизни моей в лености и нерадении? Я совершенно не знаю. каким образом суетныя заботы похитили у меня время моей жизни? Но многословие не принесет  (на Страшном суде) никакой пользы».
 
«Какой стыд ощутят грешные пред Лицеем Праведнаго Судии, не имея слова оправдания? С каким сожалением увидят себя поставленными ошуюю Царя? какая тьма падет на них, когда царь с гневом и яростию приведет их в смятение, говоря: Идите, проклятии, во огнь вечный, уготованный Диаволу и ангелом его. (мФ. ХХV, 41). Увы. увы! В какой скорби и тесноте будет дух их, когда все громко станут говорить: да возвратятся грешницы во ад, вси языцы, забывающие Бога (Псал. IX, 18). Увы! с каким жалобным воплем будут терзать себя и проливать слезы, отводимыя на горькие мучения в безконечные веки? Тогда исповедуют, что праведен суд Божий. «Слышали мы это, скажут они, и не хотели обратиться от лукавых деяний своих». Но говоря это,  никакой тогда не получат се6е пользы».
 
Но если все это будет так ужасно, не лучше ли нам, братия, позаботиться теперь, пока есть время, предотвратить это ужаснейшее наше состояние на Страшном суде Христовом?
 
Внемлем призыву св. Иоанна Златоуста: «Для избежания  сих угрожающих нам зол приидите, простимся все  пред  Лицем нашего Бога, исповедаем пред Ним  нашу нищету и будем умолять о безконечномъ Его милосердии к нам. Бог дал нам почти всех членов по два: два глаза, два уха, две ноги, две руки,  с тою, между прочим, целью, чтобы, при болезни или  потери одного члена, другой оставался нам в помощь и утешение, но Он  дал нам одну душу, и если мы ее погубим,  то что будет у  нас  источником жизни?»
 
Будем же, братия, стараться о сохранении души-источника  нашей  жизни,  будем охранять  ее от погибели.
 
Предстоит время св. поста. Приготовимся достойно к встрече его, чтобы покаяться в совершенных нами грехах. Начнем вместе с пророком Давыдом восклицать: Помилуй меня, Боже, по велицей милости Твоей.
 
Начнем новую,  лучшую жизнь: будем жить так, как призывает нас  св. Церковь: «Господни разумевши заповеди тако поживем: голодных накормим, жаждущих напоим, нагихъ оденем, странников примем в наши домы, болящих и которые в темницах – посетим». Да скажет и нам хотящий судити всему миру Христос: придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. Его же и буди всем нам получити о Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава  и ныне и всегда и во веки веком. Аминь.
 
Церковь, 1914, № 7
Категория: Новости Самстара | Просмотров: 1187 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]