Статья С.Фомичева "К старообрядческой интеллигенции" была опубликована в журнале "Церковь" за 1914 год. Публикуя ее, редакция журнала сразу подчеркнула, что не согласна с оценкой старообрядческой интеллигенции, данной автором статьи. Тем не менее, статья задела читателей за живое: в последующих номерах журнала был опубликован ряд материалов, авторы которых соглашались с С.Фомичевым или спорили с его взглядами.
Несмотря на некоторую пафосность и не самый лучший слог автора, наш сайт публикует статью. Интересно, насколько актуальны некоторые размышления автора спустя 95 лет с момента первой публикации статьи...
С.Фомичев
К старообрядческой интеллигенции
Тяжело и грустно признаваться в том, что мы, интеллигенция, уходим от нашего старообрядчества, не хотим искать в нем его красоты и идейности. Называя себя творцами и направителями жизни, интеллигенция, за редкими исключениями, не принимает никакого участия в управлении жизни старообрядчества, предоставляя весь этот труд своим отцам, возлагая на них всю его тяготу и ответственность и обвиняя их в ошибках, а сами и пальцем не шевельнут, чтобы сделать что-либо.
Очень часто интеллигенция наша прислушивается и верит всякой вздорной мысли о старообрядчестве и не желает слушать, когда начинают рассказывать о нем хорошее, красивое, светлое.... Верят всем и каждому, а сами как будто не могут разобраться в том, что представляет из себя старообрядчество. Выйдя на тернистый путь жизни, отвертываются от той среды, в которой родились и выросли, вместо того, чтобы ее как более знакомую и родную направлять в нужное русло. Складывают руки, как-будто боясь их запачкать о что-то нехорошее, и равнодушно, а порой и с ненавистью, смотрят на то, что впиталось в нас с молоком матери. Почему-то хотят забыть те веяния веков, что любящей рукой вписывались в чистыя детския души детей их родителями.
Ищут новых путей, но, тщетно проискав, разочаровываются в жизни и безсмысленностью своей жизни дополняют безсмысленность жизни окружающих, человек начинает итти вниз по течению, все более и более погружааясь в омут жизни. Ужас безсмысленности жизни охватывает тогда человека объятьями осьминога, и мало-по-малу гаснут все юные, светлые порывы.
Посмотрим внимательней, куда мы идем!
То, что мы поставили себе целью, идеалами в жизни, может ли дать силы стойко и твердо итти по пути жизни и жертвовать всем для наших идеалов? Или, быть может, были уже тяжелые минуты coмнения и разочарования? Всмотритесь внимательнее в то, что получили мы от предков, что заставляло их стойко бороться за свои духовныя переживания, за свою Bеpy и свой быт. Не верьте тому вздору, что усердной рукой прививали нам люди, недоброжелательно настроенные к старообрядчеству.
Всмотритесь сами в прошлое и вы увидите в нем высшие порывы духа, дававшие силу итти на костры, на безсрочную ссылку в тюрьму, только бы не потерять то, что они унаследовали от отцов. Вы увидите там такое единение и братское отношение друг к другу, какого не может достигнуть никакое человеческое насилие. Дух, властвующий над телом, создает неограниченную свободу всему человеку, дает ему сознание красоты, ценности и цели жизни и освещает ее неземной красотой и святостью. И такой жизнью жило и живет истинное, не паспортное старообрядчество.
Теперь, освобожденное от внешних тисков, оно может проявить всю ту стойкость и жизненность, что накопились за 250 лет гонений. Церковная община, дающая полную возможность каждому члену ея участвовать своими силами и знаниями в ея работе, с распростертыми объятьями встретит всех, кто придет на помощь ей в том широком просторе деятельности, который развернулся теперь перед нею. И жизнь ея, ея потребности, так разнообразны, что каждый может найти подходящее дело: всякому интеллигентному работнику найдется место: юристу - в отстаивании интересов общины и ея членов; людям с педагогическими наклонностями – в тех школах, которыя открываются повсюду, и так далее.
Наши общины открывают школы; в них нужны учителя, но где они? Где вся та масса кончающей средние школы молодежи? Куда идут они? Идут ли они с своими знаниями в ту массу, из которой они вышли? Благодарят ли они общество за то, что на его спине выехали к пути знания? Каждый пусть сделает себе оценку в своей жизни, в своем отношении к окружающему нас народу.
Посмотрите на иностранный государства, откуда мы, русские, так любим брать примеры. Кто там ведет церковно-общественную работу? Интеллигенция. Mне приходилось читать и слышать разсказы самих иностранцев и лиц, знающих их жизнь, с каким рвением и интересом работает там интеллигенция. Организации церкви всегда имеют массу желающих работать. Работать не только для своих единоверцев, но и совершенно чужих людей. В Нью-Йорке, например, эмигрантов встречают и дают им помощь при прохождении таможенных стеснений представители всевозможных протестантских и католических организаций. И само общество всегда идет рука об руку с церковью в ея борьбе со злом. Армия спасения, широкой сетью разбросившая свои отделы по Западной Eвропе, сплошь состоит из интеллигентных работников. И это по всем странам. Вы увидите представителей интеллигенции, борющихся с теми язвами нашего века, которыя гонят людей на бульвары, Хитровы рынки и прочия злачныя места.
И становится стыдно за нашу интеллигенцию, что она, получив теплое местечко, живет только для себя, своих близких и родных, не хочет обратить внимания на тех меньших братий, которые так нуждаются в помощи, которые часто гибнут из-за отсутствия этой необходимой им помощи. Что все ведение общественной жизни находится в руках отцов, a дети… Дети спокойно сидят в стороне, и не только не хотят принимать участия в церковно-общественной жизни, а часто с насмешкой смотрят на то, как кто-нибудь жертвует многим в своей жизни личной для блага жизни общественной.
Неужели же можно жить спокойно, когда рядом стоит кандидат на позорящий человека поступок? Когда в ресторанах Москвы под новый год пропито двести тысяч рублей, а тут, рядом почти что умирают с голода. Неужели можно спокойно видеть, как один несет тысячи на своем теле в виде нарядов, и как, прыгая с одной ноги на другую от холода, босой человек просит милостыню?
Нет, так жить нельзя.
Мы все обязаны помогать друг другу в жизни, помогать не плыть каждому в своем отделенном дырявом челне, а в большом благоустроенном корабле, с возможностью удовлетворять все свои запросы тела и духа.
Тогда жизнь наша будет, полна смысла и мы будем благословлять, а не проклинать ее. Тогда нам не будет стыдно смотреть в глаза народа, в глаза нашей неумолимой совести. Мы исполним свой долг. Долг по отношению к нашему ближнему.
Становитесь же все в ряды работающих на церковно-общественном поприще. И не стесняйтесь, что, быть может, мало можете сделать. Несите же все свои знания тем людям, из среды которых вы вышли, и служите жизнью своею всем нуждающимся и обремененным в ней. Тогда мир и любовь Божия будет проявляться и освещать нашу земную жизнь.
"Церковь", 1914, № 6 |