В Миассе стоит из красного кирпича с зелеными куполами церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Это храмовое здание возводила старообрядческая община. Со староверов началась история нашего города, здесь его истоки. Откроем же двери церкви Покрова, зайдем... Высокие белые стены, с двух сторон под самый потолок узкие окна. Царские врата, иконы на аналое. Знакомимся с настоятелем церкви отцом Вячеславом Зобниным.
- Когда заложен был этот храм?
- В декабре 1995 года. Освящение храма состоялось в 1999 году. Тяжело было начинать строить. Но, слава Богу, нужды общины близко к сердцу принял генеральный директор ЗАО "Делсот" Леонид Николаевич Звездин, потомственный старовер. В строительстве помогали многие предприятия и частные лица. Так вопреки внешним обстоятельствам в тяжелое для нас и страны время храм на бывшем пустыре был воздвигнут.
- У старообрядческой общины в советскую пору имелся небольшой дом на Березовской улице, а до этого была ли церковь?
- Как сообщает летопись, первая старообрядческая часовня в Миассе появилась в 1819 году. В 1895 году с выходом закона, даровавшего некоторые права приверженцам древлеправославного уклада, "миасские староверы построили вместо деревянной каменную церкву большого размера без окон на улицу и без наружных крестов". Она была сооружена на средства купцов И. Чеканова, В. Юрки на и мещанина В. Михайлова. Находилась в Почтовом переулке, ныне ул. Малышева. В 1936 году церковь была национализирована и переоборудована под типографию, там печаталась и городская газета "Миасский рабочий". В 60-е годы на том месте построили гаражи. После закрытия церкви службы совершались в доме на улице Березовской. Во время войны наш маленький храм был единственным действующим в городе, и потому многие миассцы, родившиеся в те годы, крещены по старому обряду. Впоследствии и храм отобрали. В 60-е годы церковь устроили на той же улице, но в другом доме. В последние десятилетия все больше людей стало приходить в храм. Вот тогда-то и возникла мысль о строительстве нового.
- Отец Вячеслав, подскажите, как правильно говорить - старообрядцы, древлеправославные, староверы?
- Слово "старообрядчество" появилось во времена Екатерины II и употреблялось в отношении христиан, сохранивших древние уставы. Этот термин отражал позицию официальной церкви. Мы же причисляем себя к исконному русскому православию, считаем себя Русской православной церковью. Однако поскольку сегодня множество церквей именуются православными, то для самоидентификации вынуждены называться старообрядцами. С точки зрения историков, старообрядчество - это название религиозных групп, не принявших церковные реформы XVII века, проводившиеся патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем. Но можно сказать и так: старообрядчество - это часть русского народа, пронесшего через века и тяжкие испытания веру православную в ее исконной чистоте.
- А когда впервые в Миассе появились старообрядцы?
- На этот счет две версии. В "Летописи Миасского завода" говорится: "Завод еще во времена его первого существования, по народному преданию, был местом пропаганды старого обряда". Вторая версия вытекает из предположения, что первый владелец Миасского завода И.Лугинин был старообрядцем. В монографии Н. Никольского "История русской церкви" есть упоминание о старовере Лугинине без указания имени, тульском купце и промышленнике. Наш Лугинин тоже тульский купец и промышленник. Первыми жителями Миасса стали мастеровые, переведенные Лугининым со Златоустовского и Саткинского заводов. А также крепостные крестьяне из Тульской, Пензенской и Рязанской губерний. В переписи фамилии Бородины, Дорофеевы, Звездины, Казымовы, Никулины, Рыковы... Эти же фамилии и в списках старообрядцев.
- Значит, Миасс в дореволюционное время был центром старообрядчества?
- Если судить по истории основания города, по тому, насколько крепко в народе было убеждение, что старопечатные книги правильнее и святее (по ним учили детей грамоте), что иконы в домах предпочитали старинного письма, благо в Миассе была своя иконописная мастерская старообрядца Т. Юркина, и существовал у озера Кысыкуль Никольский женский монастырь, долго скрываемый официальной властью, - все это подтверждает ту мысль.
Кстати, благодаря именно монахиням Никольского монастыря община во время советских гонений не прекратила свое существование. Эти матушки в те годы стали примером терпения и духовной опорой для окружающих. Они молились за воинов, вдов и сирот, за страждущих в темницах. Инокини наравне со всеми работали в больницах, на производстве. Трудились и на благо общины. Сюда начали съезжаться старообрядцы со всего Урала и Сибири. Так получилось, что эти женщины стали основой миасского старообрядчества.
- Отец Вячеслав, это правда, что среди дореволюционных русских промышленников и купцов было много староверов?
- Да, по оценкам исследователей, до 60% промышленного капитала и производственных мощностей царской России принадлежало старообрядцам. Историки недоумевают, каким образом люди, не имеющие религиозных и политических прав, создали промышленную основу России XIX - начала XX веков. А процветали предприятия старообрядцев прежде всего за счет дисциплины и добросовестности всех служащих. Отношения между ними и владельцами строились на полном доверии. И тех, и других отличало трудолюбие и трезвость.
- Как же люди, вставшие на путь жесткой конкуренции рынка, смогли сохранить в чистоте свои души?
- Думается, этому несколько причин. Купцы-староверы никогда не стали бы зарабатывать деньги с помощью финансовых махинаций, заниматься сомнительными делами. За всю историю старообрядчества известен лишь один случай, когда купец-старообрядец приобрел питейное заведение. В подавляющем большинстве это было промышленное производство. Так, род купцов Кузнецовых едва ли не крупнейший в мире производитель фаянса и фарфора. Морозовы — основатели легкой промышленности. Рябушинские - владельцы текстильных фабрик, машиностроительных заводов. Старообрядцы создали знаменитые волжские пароходства, московскую промышленную зону, мощнейшие центры индустрии в Тверской губернии. И среди миасских семей многие прославились делами. Купцы Кузнецовы, Чекановы, Козицины строили больницы, школы. Становились инженерами, новаторами в различных областях техники. В торговых, промышленных связях огромную роль играла честность. Знаменитое выражение "слово купца" отражало высочайшую ответственность за договор, составленный в устной форме.
Вот только один жизненный факт. Государство не признавало браки, заключенные в старообрядческих церквах, а старообрядцы отказывались венчаться по обрядам официальной церкви. Нет законного брака - нет и законного наследника. Приходилось завещать свои капиталы церковной общине, которая потом передавала их в управление наследникам. Капиталы бездетных купцов оставались в общине. Из этих денег предприниматели-старообрядцы получали беспроцентные и бессрочные кредиты. И все это под честное слово.
Хотелось бы добавить: возвращение к былому процветанию России возможно, если только каждый всем сердцем осознает: ложь, обман - это очень невыгодно. Грех пред Богом и осуждение ближних. Блаженной памяти митрополит Андриан во время посещения Миасса говорил: "Мы очень богаты, богаты не материальным - духовным. Древностью, духовным богатством предшествующих поколений".
Ольга и Виктор Суродины
Миасский Рабочий, 9 октября, 2008
Источник: Община, № 2 (12), март 2009
|