Главная » 2009 » Март » 6 » Интервью настоятеля Миасского Покровского храма РПСЦ о.Вячеслава Зобнина газете "Миасский рабочий"
15:36
Интервью настоятеля Миасского Покровского храма РПСЦ о.Вячеслава Зобнина газете "Миасский рабочий"

В Миассе стоит из красного кирпича с зелеными куполами церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Это храмовое здание возводила старообрядческая община. Со староверов началась история нашего города, здесь его истоки. Откроем же двери церкви Покрова, зайдем... Высокие белые стены, с двух сторон под самый потолок узкие окна. Царские врата, иконы на аналое. Знакомимся с настоятелем церкви отцом Вячеславом Зобниным.

 
 

 

 

 

-  Когда заложен был этот храм?

 

-  В декабре  1995 года.  Освящение храма состоялось в 1999 году. Тяжело было начинать строить. Но, слава Богу,  нужды общины близко к сердцу   принял   генеральный  директор  ЗАО  "Делсот"  Леонид Николаевич   Звездин,   потомственный старовер. В строительстве помогали многие предприятия и частные лица. Так вопреки внешним обстоятельствам в тяжелое для   нас  и  страны   время  храм   на бывшем пустыре был воздвигнут.

 

-   У старообрядческой общины в советскую   пору   имелся   небольшой дом на Березовской улице, а до этого была ли церковь?

 

-  Как  сообщает  летопись,   первая старообрядческая часовня в Миассе появилась в 1819 году. В 1895 году с выходом закона, даровавшего некоторые права приверженцам древлеправославного    уклада, "миасские староверы   построили   вместо  деревянной  каменную  церкву большого размера без окон на улицу и без наружных крестов".  Она была сооружена на средства купцов И. Чеканова, В. Юрки на и мещанина В. Михайлова. Находилась в Почтовом переулке, ныне ул. Малышева. В 1936 году  церковь была  национализирована и  переоборудована под типографию, там печаталась и городская газета "Миасский рабочий".  В 60-е годы на том месте построили гаражи. После закрытия церкви службы совершались в доме на улице Березовской. Во время войны наш маленький храм был единственным действующим в городе, и потому многие миассцы, родившиеся в те годы, крещены по старому обряду. Впоследствии и храм отобрали. В 60-е годы церковь устроили на той же улице, но в другом доме. В последние десятилетия все больше людей стало приходить в храм. Вот тогда-то и возникла мысль о строительстве нового.

 

-   Отец   Вячеслав,    подскажите, как правильно говорить - старообрядцы,       древлеправославные, староверы?

 

-  Слово "старообрядчество" появилось   во   времена   Екатерины   II   и употреблялось в отношении христиан,   сохранивших   древние   уставы. Этот термин отражал позицию официальной церкви. Мы же причисляем себя к исконному русскому православию,    считаем    себя    Русской православной      церковью.     Однако поскольку сегодня множество церквей   именуются   православными,  то для самоидентификации вынуждены называться старообрядцами. С точки зрения историков, старообрядчество - это название религиозных групп,  не  принявших церковные реформы XVII века, проводившиеся патриархом Никоном и царем Алексеем   Михайловичем.   Но можно сказать и так: старообрядчество - это часть русского     народа,     пронесшего через века и тяжкие испытания веру православную в ее исконной чистоте.

 

-  А когда впервые в Миассе   появились   старообрядцы?

 

На этот счет две версии. В "Летописи Миасского завода" говорится:    "Завод    еще    во времена его первого существования,  по народному преданию,   был   местом   пропаганды  старого обряда".  Вторая     версия     вытекает    из предположения,   что  первый владелец Миасского завода И.Лугинин был старообрядцем.  В монографии Н. Никольского "История русской церкви" есть упоминание о старовере Лугинине  без указания имени,   тульском   купце   и   промышленнике.   Наш   Лугинин тоже тульский купец и промышленник.   Первыми жителями Миасса стали мастеровые, переведенные   Лугининым   со   Златоустовского   и   Саткинского заводов. А также  крепостные  крестьяне  из Тульской,   Пензенской   и   Рязанской   губерний. В переписи фамилии Бородины, Дорофеевы, Звездины, Казымовы, Никулины, Рыковы... Эти же фамилии   и  в  списках старообрядцев.

 

- Значит, Миасс в дореволюционное время был центром старообрядчества?

 

-  Если судить по истории основания    города,    по   тому,    насколько крепко   в   народе   было  убеждение, что старопечатные  книги  правильнее  и  святее (по ним учили детей грамоте), что иконы в домах предпочитали старинного письма, благо в Миассе была своя иконописная мастерская старообрядца Т. Юркина, и существовал у озера Кысыкуль Никольский женский монастырь, долго скрываемый  официальной властью, -  все это подтверждает ту мысль.

 

Кстати, благодаря именно монахиням Никольского монастыря община во время советских гонений не прекратила свое существование. Эти матушки в те годы стали примером терпения и духовной опорой для окружающих. Они молились за воинов, вдов и сирот, за страждущих в темницах. Инокини наравне со всеми работали в больницах, на производстве. Трудились и на благо общины. Сюда начали съезжаться старообрядцы со всего Урала и Сибири. Так получилось, что эти женщины стали основой миасского старообрядчества.
 
- Отец Вячеслав, это правда, что среди дореволюционных русских промышленников и купцов было много староверов?

 

- Да, по оценкам исследователей, до 60%    промышленного    капитала   и производственных  мощностей  царской России принадлежало старообрядцам. Историки недоумевают, каким образом люди, не имеющие религиозных   и   политических   прав, создали промышленную основу России XIX - начала XX веков. А процветали предприятия старообрядцев прежде всего за счет дисциплины и добросовестности    всех    служащих. Отношения между ними и владельцами строились на полном доверии. И тех, и других отличало трудолюбие и трезвость.

 

- Как же люди, вставшие на путь жесткой конкуренции рынка, смогли сохранить в чистоте свои души?

 

- Думается,  этому несколько причин.   Купцы-староверы  никогда   не стали бы зарабатывать деньги с помощью финансовых махинаций, заниматься сомнительными делами. За всю историю старообрядчества известен лишь один случай, когда купец-старообрядец приобрел  питейное  заведение.  В  подавляющем большинстве это было промышленное производство. Так, род купцов Кузнецовых едва ли не крупнейший в   мире   производитель   фаянса   и фарфора.   Морозовы — основатели легкой   промышленности.  Рябушинские - владельцы текстильных фабрик, машиностроительных заводов. Старообрядцы   создали   знаменитые волжские пароходства, московскую промышленную   зону,    мощнейшие центры  индустрии   в  Тверской   губернии.   И   среди   миасских  семей многие прославились делами. Купцы Кузнецовы,    Чекановы,     Козицины строили  больницы,  школы.   Становились инженерами, новаторами в   различных   областях техники. В торговых,  промышленных   связях  огромную роль играла честность.    Знаменитое      выражение "слово купца" отражало   высочайшую   ответственность за договор, составленный в устной    форме.

 

Вот только один жизненный факт. Государство не признавало браки, заключенные в старообрядческих церквах, а старообрядцы отказывались венчаться по обрядам официальной церкви. Нет законного брака - нет и законного наследника. Приходилось завещать свои капиталы церковной общине, которая потом передавала их в управление наследникам. Капиталы бездетных купцов оставались в общине. Из этих денег предприниматели-старообрядцы получали беспроцентные и бессрочные кредиты. И все это под честное слово.

 

Хотелось бы добавить: возвращение к былому процветанию России возможно, если только каждый всем сердцем осознает: ложь, обман - это очень невыгодно. Грех пред Богом и осуждение ближних. Блаженной памяти митрополит Андриан во время посещения Миасса говорил: "Мы очень богаты, богаты не материальным - духовным. Древностью, духовным богатством предшествующих поколений".

 

Ольга и Виктор Суродины

 

Миасский Рабочий, 9 октября, 2008
 
Источник: Община,  № 2 (12), март 2009

 

Категория: Новости Самстара | Просмотров: 1047 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 1
0
1 o_Dimitriy   [Материал]
Хорошая статья, грамотные ответы батюшки! Приятно было прочитать!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]