15 марта исполняется 75 лет со дня упокоения Симеона Феодоровича Егупенка (17.04.1850 - 15.03.1934) - наставника, духовного писателя, настоятеля Виленской Свято-Покровской общины, видного деятеля Древлеправославной Поморской Церкви.
Симеон Федорович родился 17 апреля 1850 года в семье староверов-федосеевцев в Видзах (Польша, ныне - Беларусь). Церковное служение начинал в причте Виленской (певец, 1870-1878 гг.) и Бобруйской (головщик, 1878-ок. 1896 гг.) общин. В 1896-1906 гг.служил наставником в Пскове, где уже с позиций поморца (о.Симеон признавал церковные браки, хотя сам был не женат) начал полемизировать с федосеевским согласием. К псковскому периоду его жизни относятся и первые дошедшие до нас стихотворения религиозного характера.
Президиум съезда старообрядцев в г.Вильне, 1906 год. В центре сидит С.Ф.Егупенок
Во время 1-й мировой войны он эвакуировался в глубь России. Затем вернулся в Вильно, где служил до конца своих дней, сначала (до 1926 г.) - вторым наставником, позднее - настоятелем. Он читал проповеди, занимался общинными делами, благоустройством храма, горячо заботился о своих прихожанах, пользуясь их доверием, заслуженным уважением и любовью. По словам современников, был блестящим проповедником и собеседником; слышавшие о.Симеона, отмечали особое тепло, неотразимую силу, искреннюю простоту и убедительность его проповедей и бесед.
Лекцию по литургике на курсах для вероучителей читает о.С.Ф.Егупенок. Одна из последних фотографий о.Симеона.
Понимая значение религиозно-просветительской работы среди молодежи, принимал самое деятельное участие в беседах, проводимых Религиозно-просветительским кружком молодежи при Виленской общине. Кроме пастырской деятельности в многотысячной Виленской общине, в 1925—1934 гг. был активным членом президиума ВСС в Польше и членом ДК. Занимал одно из виднейших и ответственных мест на двух Всепольских съездах (соборах) старообрядцев (1925, 1930), преподавал на педагогических курсах по подготовке старообрядческих вероучителей в Вильне.
Участник предсоборного совещания духовных отцов и начетчиков, состоявшегося 25-28 февраля 1909 в Москве и обсуждавшего вопросы, предложенные на рассмотрение 1-го Всероссийского собора христиан — поморцев, приемлющих брак; участвовал в этом соборе (1-12 мая 1909), где был избран в ДК и ДС Совета Всероссийских соборов и съездов поморцев, приемлющих брак.
Проявил себя как даровитый и глубокий духовный писатель, хотя сам о себе и своем творчестве отзывался с подчеркнутой скромностью. В конце 1890-х годах, в предисловии к рукописному сборнику своих сочинений, он писал о себе: "малограмотный смиренный старец". Однако уже современники смогли оценить его труды. Перу о.Симеона принадлежит не один духовный стих, среди его произведений - статьи "О власти духовной", "О духовных наставниках", о вопросах брака, белокриницкой иерархии, единоверии. Отдельный том могли бы составить послания и ответы на запросы староверческих общин и личные письма прихожан. Творческое наследие о.Симеона ждет своего исследователя. В некрологе Б. А. Пимонов писал: "... с кончиной отца Симеона Федоровича старообрядчество утратило видного, стойкого и ученого духовного деятеля, авторитетного знатока канонических правил, священного Писания, истории Церкви и старообрядчества". Похоронен о.Симеон на староверческом кладбище в Вильне.
О погребении о.Симеона:
Сочинения о.Симеона на нашем сайте:
|