Главная » 2009 » Март » 20 » Взгляд со стороны: Старообрядцы приоткрыли завесу тайны
05:12
Взгляд со стороны: Старообрядцы приоткрыли завесу тайны
19 марта Старообрядческая община Казани впервые открыла двери для широкой общественности и объявила о создании пресс-центра Казанско-Вятской епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви.
 
Впервые за многовековую историю казанского старообрядчества появилась возможность познакомиться с жизнью одного из наиболее закрытых культурных сообществ города, хранящего свои традиции в неизменности на протяжении многих столетий.

Я раньше предполагала, что в старообрядческом храме нет икон, однако они поразили воображение: здесь стараются сохранить древнее искусство их написания. Что уж говорить о церковнославянском чтении и распеве, старинной музыкальной нотации и духовной поэзии.

Елена Карташева, заведующая отделом Национального музея РТ:

- История старообрядчества в Казани ведет отсчет со второй половины XII века - эпохи трагического раскола Русской Православной Церкви. Сюда были высланы участники стрелецких бунтов. Местом их жительства стала Суконная слобода, как раз где сегодня находится единственная старообрядческая церковь. При Екатерине II в городе существовали два основных течения старообрядчества – приемлющих священство и беспоповцы Поморского согласия.

"Золотым временем" стал период после принятия законоположений о веротерпимости (1905-1906 гг.) до установления Советской власти (1917-1918 гг.), когда начались гонения на представителей всех конфессий. Община старообрядцев, приемлющих священство Белокриницского согласия, ныне Русская Православная Старообрядческая Церковь, продолжала оставаться самой крупной в городе.
 
Сегодня старообрядческая община Казани насчитывает около 2 тыс. человек. В Республике Татарстан старообрядцы также живут в районе низовьев реки Свияги (Верхнеуслонский район РТ).

Елена Карташева:  

- Современный период истории Русской Православной Старообрядческой Церкви в Казани начался с 1980-х годов. В 1989 году на улице Островского после восстановления был освящен храм во имя Пресвятой Богородицы в честь явления Ее иконы во граде Казани. Настоятелем церкви является отец Геннадий Четвергов. В 1997 году была восстановлена Казанско-Вятская епархия, в состав которой вошли приходы по республикам Татарстан, Удмуртия, Марий Эл, Чувашия, Мордовия, Кировской и Ульяновской областям. В 2001 году в сан епископа был рукоположен священноинок Андриан. А в 2003-2005 годах владыка Андриан являлся митрополитом Русской Православной Старообрядческой Церкви.
 
Двери церкви всегда открыты. Однако старообрядческую общину долгое время окутывало немало мифов и кривотолков. Впрочем, объяснение некоторым из них журналистам удалось получить во время беседы с отцом Геннадием. Община, действительно, ведет несколько замкнутый образ жизни. Вызвано это в первую очередь стремлением сохранить нравственность и душевную чистоту.
 
Дети здесь с пеленок знают, что душе полезно, а что нет, поэтому не удивительно, что в некоторых старообрядческих семьях не смотрят телевизор, зато любят исполнять трогающие душу музыкальные произведения. А еще старообрядцы высоко ценят знания и образование. Если имена иноков может и не всем известны, то о боярыне Морозовой слышали даже не верующие.
 
Настоятель храма, протоиерей, отец Геннадий:

-Почему мы открыли пресс-службу? Потому что мы попали в центр жизни столицы республики географически. Пришло время развенчивать мифы. Мы хотим давать верные толкования возникающим в миру домыслам. Нам хочется, чтобы люди услышали о нас что-то более-менее правдоподобное.

Наша общая задача - спасти общество от глобального растления. У нас накопился бесценный опыт, как, находясь в условиях развращенности, сохранить себя, свою семью и своих детей, и мы им готовы делиться. Кстати, недавняя встреча президента России Дмитрия Медведева с представителями духовенства говорит о том, что власть заинтересована в совместных решениях по спасению духовности и нравственности страны. Курс на открытость нам задал митрополит Андриан, призвавший не держать врата церквей от службы к службе закрытыми.
 
И журналистам позволили не только убедиться в доступности информации об общине, но и сделать фотографии в самой церкви. Фотосъемка старообрядцев не смутила. Как говорит отец Геннадий, морально они к этому были уже давно готовы.

Впрочем, живут-то они среди нас, и возможно, где-то совсем рядом. Ходят на работу, растят детей. Узнать старообрядца внешне можно: мужчин по бородке, женщин по покрытой платком голове. Стричься и бриться им действительно нельзя, за этот проступок - временный запрет на причастие. "Человек должен быть таким, каким создал его Бог", - считают они. Поэтому на работу в правоохранительные органы и в армию, где запрещается иметь на лице растительность, их не берут.

А вот от технического прогресса они не отказываются. Лишь бы душе не вредил. И семьи стараются создавать внутри общины. Хотя бывают и исключения. В таких случаях молодые выясняют: есть ли общие взгляды на жизнь, не будет ли в дальнейшем разногласий по поводу веры. Для старообрядцев основа крепкой семьи – вера.
 
К оплате обрядов здесь тоже свой подход. "Прайс-листов" здесь нет. Если чувствует человек, что надо отблагодарить церковь за возможность креститься, венчаться - пожалуйста. Но чтобы отказать малоимущему, такого здесь не припомнят. Хоть и живет община по своим, внутренним законам, но и мирянам в помощи не отказывает. Когда-то у старообрядцев была своя бесплатная столовая, где кормились неимущие. Сейчас помещения для такой столовой нет, хотя есть желание помогать нуждающимся.

Отец Геннадий:

- Церковь не должна быть богатой. И если нет непомерных налогов, нет надрывной борьбы за выживание, то и бизнес в ее стенах процветать не будет. Хотя зарабатывать средства для благих целей не возбраняется. Что касается служителей, то у них и имущества своего быть не должно.
 
Все, что нужно человеку для праведной жизни, - не курить, не злоупотреблять спиртным, соблюдать посты, жить в венчаном браке, не изменять жене, и приносить пользу там, где работаешь, содержа ежедневно душу в чистоте.    

Продолжилась беседа журналистов со старообрядцами в трапезной, за постным угощением. Посты, кстати, по продолжительности и количеству совпадают с новообрядными, с теми, к которым мы привыкли. 

Tatcenter.ru
Категория: Староверы и мир | Просмотров: 967 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]