Просьба таежной отшельницы Агафьи Лыковой о том, чтобы ей прислали помощника, вновь заставила общественность заговорить о необычном семействе Лыковых.
В середине марта СМИ Республики Хакассия опубликовали информацию о том, что таежная отшельница Агафья обратилась с просьбой в местное правительство о командировании к ней на постоянное место жительства помощника. Копию письма Лыковой передали в министерство труда и соцразвития Хакасии сотрудники государственного природного заповедника "Хакасский" и представители Росавиакосмоса, которые побывали на ее заимке с оказией и привезли отшельнице большую посылку. "Неважно, если он не единовер, главное, чтобы это был добрый человек, желательно женщина, даже неверующая", - пишет Агафья.
Пожалуй, здесь стоит сказать несколько слов о судьбе таежной отшельницы. Ее семья была обнаружена в Западных Саянах в 1978 году при обследовании реки Большой Абакан. В тот момент, когда на затворников набрели геологи, их в семье было пятеро: отец, его двое взрослых сыновей и такие же взрослые дочери. Однако знакомство с цивилизацией не прошло для Лыковых даром: в 1981 году один за другим умерли все члены семейства. В живых осталась только младшая Агафья – на тот момент ей было 34 года. По неподтвержденной информации, отшельников скосил занесенный на заимку туристами вирус гриппа.
А вот ушли в тайгу Лыковы в начале ХХ века. Уже в 30-х годах они проживали со своими единоверцами на таежной заимке, но позднее из-за междоусобиц семья Лыковых обособилась. Тогда они жили не тайно – их избу даже можно было найти на районных картах. Однако патруль, который в 45-м году искал в этих местах дезертиров, насторожил семью и заставил уйти дальше в тайгу. Лыковы более 30 лет прятались от мирского глаза в горах. Их предки - выходцы из Нижегородской губернии, из известного духовного центра русских старообрядцев в районе реки Керженец. Даже среди старообрядцев так называемые кержаки известны как приверженцы самых строгих устоев.
Первая информация о сибирских отшельниках появилась в начале 80-х годов и была воспринята общественностью как некий глоток свежего воздуха: близилась перестройка, а пример Лыковых подсказывал - жить можно и так. Первыми о Лыковых написали газеты "Социалистическая индустрия" и "Красноярский рабочий". Но всесоюзную и даже мировую известность семья Лыковых получила после публикаций журналиста Василия Пескова на страницах "Комсомольской правды". Публикации назывались "Таежный тупик".
Перестав быть брендом вместе с окончанием перестройки и переориентацией общественного сознания на капиталистические ценности, Агафья продолжала жить своей жизнью затворницы и… стареть. Ей все труднее стало управляться со скотиной, огородом, ситуацию осложнили болезни. Жить в полутора днях ходьбы от ближайшего инспекторского кордона становилось все труднее.
Последняя ее просьба о помощнике – не первая. Да и помощники у Агафьи уже были. За последние годы к ней приезжали на жительство пенсионерка из города Пушкина, супруги Ленковы, москвичка Надежда. Но один за другим все гости вскоре уезжали обратно. Обращаясь к потенциальным отшельникам, Лыкова подчеркивает: "...где есть духовная любовь, тут и Бог, где совет, тут и свет божий. А где нет любви духовной - увы, горе наше".
Однако представители заповедника "Хакасский", за годы общения с отшельницей изучившие ее характер, уверены, что здесь не приживется никто. "У Агафьи было очень много помощников, - рассказала Interfax-Russia.ru заместитель директора заповедника Елена Ким, - но сложность ее характера, быта и принципов приводит к тому, что все они рано или поздно уезжают. За восемь лет, что я работаю в заповеднике, желающих переехать к Агафье больше не было".
Ким заострила внимание и на том, что по современному российскому законодательству оформить для Агафьи помощника будет не так-то просто. "Когда нашу территорию размечали под заповедник, Агафья здесь уже жила, - рассказала собеседник Interfax-Russia.ru, - и, образно выражаясь, получила здесь автоматическую прописку. Но по нашему уставу посещение территории заповедника другими лицами, а тем более постоянное проживание здесь возможно лишь с тремя целями: научно-исследовательскими, эколого-просветительскими и для охраны окружающей среды. Поселение к Агафье помощника будет связано с юридическим сложностями. Мы этому не намерены препятствовать и рассмотрим все просьбы, но будем вынуждены получать на это разрешение от Минприроды РФ - нашей вышестоящей организации". "Разрешительная процедура займет не меньше 2-3 месяцев", - подчеркивает Ким.
При всем при том представитель заповедника считает, что безобидное на первый взгляд поселение к Агафье помощника нанесет реальный ущерб природе. "Появится больше отходов. И рубка леса на дрова, охота, ловля рыбы, даже каждый прилет вертолета – все это вредно. Оптимальным было бы переселить саму Агафью ближе к цивилизации", - говорит собеседник Interfax-Russia.ru.
Объясняет представитель заповедника свое предложение не только соображениями охраны природы, но и чисто практическими соображениями. "У Росавиакосмоса, который обследует на территории заповедника обломки ракет, уменьшается число экспедиций. И мы уже не можем передавать с его представителями посылке Агафье с той периодичностью, что делали ранее", - пояснила замдиректора заповедника.
С последней посылкой сибирская отшельница получила корма для животных, ткань на одежду, обувь, батарейки, лекарства… Просила "курей" (куриц), но из-за мороза ей их не повезли. Следующая поездка к Лыковой планируется не раньше мая, и пока неизвестно, приедет ли вместе с "курями" к ней помощник.
Обозреватель Алла Боброва
|