Главная » 2009 » Март » 23 » Взгляд со стороны: Новые пагубы староверов
17:47
Взгляд со стороны: Новые пагубы староверов
Частный дом в Челябинске по улице Волгоградской, 26 — не коттедж нового русского и не старинная дворянская усадьба: деревянная покосившаяся изба, почерневшая от времени, разве что не на курьих ножках. Таких в областном центре осталось совсем немного, но у этой особая судьба и история. Долгие годы она принадлежала А.Р. Клюкиной, а после ее смерти согласно завещанию была передана в дар Челябинской поморской общине, или староверам (они же старообрядцы). За это они по сей день искренне благодарны своей усопшей прихожанке, проживавшей здесь в одиночестве. Другого молитвенного дома, где могли бы собираться сторонники двуперстия, в Челябинске нет. Вот уже более двадцати лет.

Но так было не всегда. В начале прошлого века после выхода царского манифеста от 17 апреля 1905 года в городе были построены шестиглавый храм Святой Троицы по Уфимскому тракту (ныне улица Воровского) и Покровский храм по улице Преображенской (1 Мая), а на улице Степной (Коммуны) возвели молитвенный дом. Однако новая власть, пришедшая в 1917 году на смену старой, не слишком жаловала последователей несгибаемого протопопа Аввакума и неистовой боярыни Морозовой. В тридцатые годы все недвижимое имущество старообрядцев в очередной раз было экспроприировано, а многие члены поморской общины репрессированы. Ликвидация староверческих объединений проходила, правда, без эксцессов, но при молчаливом несогласии верующих. Челябинск, бывший одним из центров старообрядчества, утрачивал свое прежнее значение. Однако религиозная деятельность продолжалась: прихожане тайно молились по частным квартирам, исполняли обряды крещения, заключения браков. За 350 лет гонений они многого натерпелись от властей, но и ко многому приспособились, сохранили свои книги и иконы.

В 1971 году собор русской православной церкви снял анафему со староверов, их обряды были признаны спасительными и равночестными новым. Десять лет назад был принят федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», по которому все верующие уравнивались в своих правах. Был утвержден устав Челябинской старообрядческой поморской общины, она получила официальную регистрацию. Вроде бы началась новая жизнь, но на старом месте, в старом доме и со старыми пагубами. Молитвенный дом старообрядцев стоит, по сути, на болоте, глубокий ручей проложил русло в полуметре от строения. Ежегодно территория двора затопляется водой, всюду сырость, стены с плесенью. Немудрено, что иконы коробятся, краски тускнеют, книги портятся…

К кому только не обращались за помощью терпеливые старообрядцы! К представителям городского водопроводного хозяйства, общественным организациям, районным властям. Послед-ние предложили такой выход: они за свой счет завезут грунт для поднятия уровня земельного участка, а прихожане разравнивают площадку. Казалось бы, по-божески должно получиться. Однако, уверены представители поморской общины, если сейчас вода стоит под полом, то после поднятия грунта поднимется в доме до колена. Такой вердикт вынесли специалисты, которые изучали ситуацию с подтоплением дома № 26 по улице Волгоградской. А если поднимать весь дом, так он вообще рассыплется, и, не дай бог, кто-нибудь окажется под обломками. Тогда случится не просто раскол во мнениях, но уголовное дело…

— История местного поморского старообрядчества нуждается в объективном изучении, а его культурное наследие — в собрании и сохранении, — считает председатель совета челябинской общины Дмитрий Каргаполов. — Наши прихожане принимают участие в работе региональных и международных научных конференций, выступают с лекциями перед студентами, высказывают свою точку зрения по проблемам межконфессиональных отношений. Столетнему юбилею возведения старообрядцами в Челябинске храма Святой Троицы была посвящена выставка «Старая вера или русское древлеправославие». На ней были представлены рукописные и печатные книги ХVIII — ХХ веков, иконы, фотографии, духовно-просветительская литература.

Храмы, церкви и молитвенные дома староверов сегодня вновь им возвращаются. И не только в Москве или Санкт-Петербурге, где делать это сам бог велел, но и в Верхней Туре Свердловской области. А в Белгороде старообрядческой церкви отродясь не было, однако администрация города выделила участок в одном из скверов. Храм был возведен в короткий срок и получился чрезвычайно благодатным. В поморскую общину идут сейчас люди, которые интересуются дореформенным православием. У большинства — староверческие корни. Есть и новокрещеные, но их единицы. Опыт староверия уникален.
 
Об огромном нравственном влиянии старообрядцев на русскую жизнь немецкий путешественник барон А. Гекстхаузен писал:«Староверы представляют собой кристаллизацию древнерусских начал… Они вообще имеют более простые нравы: трезвее, положительнее прочих русских поселян. Чем ближе стоят русские крестьяне к староверам по нравам, одежде, привычкам, тем они лучше. Как скоро русский поселянин получает лоск полуобразованности, сбривает бороду, меняет костюм, строит дома в новом вкусе, ему перестают верить, и он делается обыкновенным негодяем»…

— Необходимость строительства храма и музея в Челябинске не подлежит сомнению, — уверен Дмитрий Каргаполов. — Нас поддерживают министерство культуры области, главное управление по делам печати и массовых коммуникаций, комиссия по культуре и национальным отношениям Общественной палаты области, управление Президента РФ по работе с обращениями граждан. Ходатайство старообрядческой поморской общины к главе Челябинска о выделении земельного участка под строительство храма и музея на своем последнем заседании поддержал общественный совет при Законодательном Собрании области по национальным вопросам… Эскизные проекты подготовлены, есть спонсоры, согласные финансировать строительство.

Казалось бы, за чем дело стало? А оно действительно, стало. Под храм, музей и приют для престарелых христиан власти областного центра должны выделить земельный участок. О его размерах можно еще поспорить, но на один гектар поморская община претендует. Ведь именно столько экспроприировали в 30-е годы. Все по-честному. Однако у муниципалитета свои планы и замыслы. Поэтому на все обращения старообрядцев из высоких кабинетов городских архитекторов, землеустроителей пока приходит однотипный ответ: сформированных свободных земельных участков в Челябинске нет. Что-то предлагали при мэре Тарасове: в Фатеевке, на Градском Прииске. В каких-то полуразвалившихся строениях.
Однако староверам не привыкать: они и сейчас не отчаиваются. Когда сжигали на костре протопопа Аввакума, он благословил народ двумя перстами: «Будете этим крестом молиться, вовеки не погибнете»… Не допустим нового раскола?
 
 
Категория: Староверы и мир | Просмотров: 1561 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]