27 марта 1719 г. беглый солдат П. Тюхов явился с повинной к бригадиру И.Л.Воейкову в г. Дерпте (ныне - г. Тарту) и заявил, что с 1707 г. он скрывался у старообрядцев Ряпиной мызы, а также сообщил, что еще много беглых солдат скрываются у старообрядцев.
В 1710 г. А.Д.Меньшиков дал «во владение» старообрядцам, выходцам из Польши, Ряпину мызу. Около 2000 старообрядцев «построиша обители общаго жития, мужская и женская, и в них молитвенная храмы состроиша со звоны». Новое место «зело угодно бе к пропитанию многим и рыбные ловли довольно».
После доноса Тюхова для ряпинцев наступили тяжелые дни. В Ряпнно была направлена военная команда. Не доходя до Ряпиной мызы, солдаты остановились в д. Разино. Старообрядец из Ряпино, Калина Михаилов, находившийся в деревне, поспешно отправился в Ряпнно и предупредил об опасности. Евстратий Федосеев, Егор Васильев, стряпчий Иларион Бедринский оседлали коней и ускакали из обители. Прочие побежали «кто куда знал».
В обители были захвачены Иван Иванов, управляющий «мельничным делом», и Яков Григорьев, «псковитин». Наставника Илью Яковлева, «иже в Соловецком монастыре жил до разорения», захватили солдаты в д. Пармы. Другого наставника, Семена Ивановича, задержали в д. Зазыбенье Псковского уезда. Там же арестовали и Калину Михайлова, пробравшегося сюда через д. Воронью.
Арестованных отвезли в Дерпт и подвергли допросу. Затем они были отправлены в Петербург, в «тайную розыскных дел канцелярию». В Невском монастыре они были предварительно допрошены архимандритом Феодосией.
«По многом истязании блаженный старец Илия... преставился в вечный покой». Семен Иванов еще долго сидел в заключении. 6 апреля 1720 г. его вызвали на допрос, а 7 апреля караульный офицер донес А.И.Ушакову, что Семен Иванов «за караулом умре».
Евстратий Федосеев бежал с братией в Польшу и поселился во владениях помещика Эльзана. Другие «под начальством Терентия Васильева поселились в Лифлянднн, Макар Никитин с братией в Курляндии. А некоторые в Стародубье».
Ряпннские скиты были уничтожены, хотя сам доносчик снял свое обвинение. «Образа, книги и колокола из скитов были взяты в дерптскую церковь Успения Богородицы». (Г.Есипов. «Раскольничьи дела XVIII столетия», ч. 1. СПБ 1861. Сс. 89, 103; ж. «Родная старина» № 9, 1930 г. сс. 9-10; П. С. Смирнов. «Споры и разделения в русском расколе». СПБ 1909 г. сс. 60-61).
27 марта 1739 года начались дни тяжелых испытаний для Выговского общежительства. В мужской монастырь прибыла Следственная комиссия с Самариным во главе, в связи с доносом старосты Выгозерского погоста Ивана Kруглова. Было заявлено, что выговские старообрядцы на молитвах «царствующий дом и вообще никого из императорской фамилии не упоминают и от великороссийской церкви отторгают».
«И бысть в Выгорецкой пустыни о сем велии страх... И заповедаша всем жителем, и по келиям и в монастыре всем на всяк день сверх молебна ... по три лестовки молитися, и по усердию, кто сколько может». Прибыв в монанастырь, Самарин «на братию с великим гневом и яростию покричал и спросил, дома ли Семен Денисов? Осмотрел келию, книги и поставил солдата со шпагой голой на караул. В часовне усмотрел (что уготована к запору) щит смолье, и вельми о сем кричал. И Мануил сказал: того ради строили, что лучше огню предатися за древнее благочестие». Начались допросы. Разыска Симеона Дионисьевича, сковали ему руки и посадили «за караул». «И иных с земских посадиша».
«И бысть страх и в монастыре и на Лексе». Многие стали уходить в лес. «И донесоша Самарину, что сгорели несколько человек, и с Лексы дошла весть, что хотят многие гореть». С большим трудом удалось Ивану Филиппову, прочитавшему письмо Симеона Дионисьевича, удержать лексинцев от самосожжения.
К удивлению членов комиссии, Круглов Иван вдруг заявил, «пришед ны в чувство и боясь Суда Божия», что «доносил на выговцев все напрасно. Иван Круглов был отправлен в Петербург. Несмотря на пытки, он продолжал утверждать, что оклеветал выговцев в различных преступлениях ложно.
Под осень пришла весть, что «приговор в Тайной написан: Семена с товарищи освободить. И обрадовашася вси и пеша благодарный молебен соборне. Допросив «милостиво и смирно» жителей суземка, «оной Самарин со всею комиссиею и со всеми делами... поехал в Питербурх». (И. Филиппов. «История выговской пустыни», стр. 391-422. СПБ 1862 г.).
Старообрядческий церковный календарь на 1969 г. и на 1977 г. |