Одиноки часто люди... Не знают, куда идти со своей тоской. "Не имут человека". Одни в пустыне суровой страшной жизни.
Но одинок и Он, Тот Истинный Человек - Бог Христос, который силен подкрепить всякого.
Вот Он на наших улицах. Много ли есть домов, уголков, где бы ждали, желали принять Странника? Нет Ему места, нет приюта даже там, где икона Его в углу... И в редкой душе есть для Него теплый уголок, хотя у многих Он на устах.
Он одинок, Он забыт.
Вот слить эти два одиночества - одиночество человека, потерявшего дорогу, с одиночеством Забытого Христа, - и тогда светел станет мир. И ясна дорога.
Найти веру... Но как ее найти?
Об этом всего два-три слова. Я не хочу повторяться.
К авве Исайи пришел инок.
"Авва, я не верую... Подкрепи меня. Научи меня верить"...
"Приди через пять дней", - сказал авва.
Инок пришел.
"Авва, изнемогаю, научи"...
"Приди через пять дней".
Инок пришел и в третий раз, и в четвертый раз: "Авва, не могу ждать... Помоги моему неверию"
"Иди, ты веришь. Тот, кто так настойчиво, как ты стучится в двери веры, не может остаться за дверями"...
А вот другой рассказ.
К подвижнику, уже русскому, пришел, жалуясь на слабую веру, боярин. Святой послал его на квасоварню варить квас.
"Я не умею, отче"
"Иди вари"
Боярин повиновался. Конечно, квас оказался плохим.
"Иди и свари другой раз".
Боярин трудился. И во второй, и в третий раз квас был плох. Наконец, он принес хороший квас.
"Учись молиться, работай над молитвой, как над этим квасом, и когда сумеешь сделать доброй и чистой молитву свою, ты уверуешь".
Как видите, все старое и вечное правило.
Бог открывается всегда ищущему Его и открывается только в молитве.
Наши "неверы" не удовлетворяются этим.
Они требуют, как Нафанаил: "Покажи нам Отца, покажи Бога", или как Ренан: "Покажи чудо, чтобы я мог назначить комиссию". Как Фома, хотят вложить "персты в Его раны".
Но, конечно, если бы перед слепыми даже в самом деле совершено было чудо, хотя бы воскрешение Лазаря Четверодневного, они бы не поверили.
И Фома, если бы он был подлинно "невер", конечно, не удовлетворился бы, даже ощупав следы ран от гвоздей.
Нужны "другие глаза", чтобы видеть Бога, а иначе не увидишь Его, если Он, пройдя через стены, войдет в нашу комнату.
Но я отвлекся.
Я хотел говорить сегодня не о "неверах", а о тех, кто окружает их. Не виновны ли они в недуге своих близких, в их неверии?
Я думаю, да. Наверное, так.
Показывали ли им Отца в их детстве?
Их водили в храм, их заставляли молиться, читали им Пролог и т.д. Все это прекрасно, но старались ли им показать Лик Христа, Милостивого Бога во всей красоте Его, научили ли полюбить Христа, как Вождя, как Путь, как Истину и Жизнь?..
"Явлен" ли Бог среди верующих?
Жизнь христиан должна быть постоянным богослужением, каждое дело - их "молитвой", то есть, прославлением и исповеданием Христа. Бог должен быть всегда "явлен", показан в делах верующих.
А так ли у нас...
Виден ли Христос в нашей жизни? Ощущается ли Он всегда в нас, в нашей душе, в нашей молитве, в наших делах?
Но если Его нет, если Он из нашей жизни ушел, что удивительного, что наши дети думают, что и нет Его совсем.
Где им увидеть Его, почувствовать Его, если не неверы, а верующие давно сказали Ему: "Уйди отсюда", испугавшись, как гардаринцы за своих свиней. Испугавшись, что Христос, введенный в жизнь, отнимет часть наших житейских благ.
Дети - "неверы" мыслью, потому что отцы - "неверы делом".
Церковь, 1910, № 17
Печатается в сокращении |