«Святой остров» - так называется книга поэта-старообрядца Владимира Загороднего (1960-2007), недавно вышедшая в Санкт-Петербурге, где он жил, молился в Покровском храме и был близок многим нашим прихожанам.
Слово «книга» здесь не случайно. Безликое название «сборник» подразумевает разные стихи, собранные, как правило, в хронологическом порядке. Книга всегда претендует на большее: она заключает в себе высокую, основную мысль; являясь кладезем вечного и мудрого, она способна питать душу и пробуждать лучшее в человеке. И с этих позиций «Святой остров», безусловно, заслуживает названия книги, автору которой есть о чем поведать.
Владимир Александрович Загородний так пишет о себе: «родился в Медвежьегорске (самый север Онежского озера). Раннее детство пришлось на 60-е, когда не казалось смешным маленькое счастье в маленьком домике с двумя-тремя кустами. Люди были доброжелательны, не начались ещё изменения климата. Помню настоящую русскую зиму с большими снегами и морозами, дремучие леса за Габсельгой, пыльные грунтовые дороги с крутыми горками и «перекатными» мостиками, неизменные с прадедовских времён, с диковинными деревьями в определённых местах, где, казалось, мог сидеть соловей-разбойник... Даже сами облака и небо были другими, былинными» - сквозь несколько автобиографических строчек проглядывает искренняя душа автора, его глубокая любовь к родной земле.
«Я север люблю за хмурость и тучи, За то, что суровый, за то, что могучий, За тонкие ивы у тихой воды И свет той далёкой Полярной звезды.
Люблю я его за ковры из ромашек И синь васильковых махровых рубашек, За красное солнце у самой земли, А ночью - за месяц в небесной дали
Я север люблю за гроздья рябины, Черёмухи белой родные картины, За белые ночи, просторы морей И спящие тени больших кораблей.
За сопки в тумане, за пение птиц... Люблю я всё это, не зная границ».
Поэт не искал известности – печатался мало, сторонился шумного успеха и расхожей популярности. Но внутреннее ощущение собственного поэтического дара, как огромной ответственности перед Богом и родиной, таланта, данного не для праздного украшения, но для отражения правды Божией и народной мудрости наполняет глубоким смыслом его стихи. Немногим людям дается такой ясный, незамутненный взор, способный проникать в самую суть явлений, пронзать время и воскрешать образы прошлого, лики древней, былинной Руси.
«...И ангел, тихо засиявший, В ответ спасительной мольбе... ..................................................... Мой слух, ему счастливо внявший, Ввиду покорности Судьбе... ...................................................... А он - приносит меч хрустальный Для чудо-битв и чудо-сеч, И излучает свет венчальный Убор его крылатых плеч... ......................................................... Я принимаю как святыню, Его в душе благодарю, Восторгом сердце моё стынет, В клинке хрустальном я зорю И свет любви, и блеск алмазов, И песни странников-калек, И силу русских древних сказок, И казней розоватый снег... ....................................................... Всё вижу, обведя глазами Мне поднесённый непростой, Не для земной - небесной брани Тот меч волшебный и святой».
Поистине, такое понимание поэтического таланта можно приравнять к несению человеком своего креста, данного свыше:
«Поэт подонком не бывает. Он перед Богом сердцем чист, И силы Ада разрушает Любой исписанный им лист».
Удивительно чистый поэтический слог, неповторимое своеобразие и простота, почти утраченная ныне мягкая, но ёмкая и выразительная красота русского языка. Каждая строчка пронизана особым теплом, самые привычные и обыденные вещи становятся штрихами, деталями, из которых складывается ясная картина русского быта, широкой народной души:
«Охотничья избушечка, Таежное зимовье. Висит запас засушенный Над самым изголовьем.
Коробка берестяная Корявых сухарей, Тряпица полинялая, Чай, соль и спички в ней.
… Была и дверь не заперта – Входи, усталый гость, Садись за стол без скатерти На лавку-словно-кость.
Дрова в печи уложены, Лишь спичку поднеси, Глядишь, попросишь Боженьку, Чтоб нам грехи простил»
Для человека, в сознании которого так ясно запечатлелась Святая Русь, современное состояния России: влияние западной культуры, безвкусица, падение нравов – настоящая трагедия. Без лишней драматизации, со спокойной, но слегка горьковатой иронией проницательный взгляд поэта останавливается на этой проблеме. Это - взгляд человека, хорошо понимающего истинную цену каждой вещи:
«Мне говорят: в Европе чисто, Шампунем моют тротуар... Оттуда нам, как «трубочистам», Привозят видеотовар.
Не только детям, даже взрослым Такие фильмы посмотреть - Душа покроется коростой, Шампунь не сможет одолеть».
Юрию Судакову:
«Черкнув крылом по глади водной, В Россию чайка поплыла, Я, бледный гость Европы модной, Гляжу на след её крыла.
Душа Европой залоснилась. Гляжу - и трудно различать, И даже то, что сердцу снилось, Прикрыла сытости печать.
Черкнув крылом по глади водной, В Россию чайка поплыла, И я среди толпы свободной Гляжу на след её крыла....
Что в горле? Горечь или слёзы? Души коснулся Благовест... Качнулись русские берёзы, И образ Родины воскрес...
О, эти русские берёзы!! Сквозь стыд и боль последних сил В чужом краю, в цветущих розах Мне дали знать, кто сердцу мил.
Из сумасбродной каши мира, Из метафизики вещей Лечу душой к берёзам сирым Под капли слёз с живых ветвей.
Кто понял, сколь они живые, Святую Русь не укорит За кошельки порой пустые, За шёпот истовых молитв.
Я на всеобщую потеху В душе отвечу холодком, Когда терзают грязным смехом Поникший тихий Русский Дом».
Наверное, говорить об исторических и социальных явлениях – обязанность поэта, писать же лирику – потребность его души. Образ любимой женщины, тонко подмеченные грани самых разных оттенков человеческих чувств и переживаний… Лирические произведения в книге Владимира Загороднего составляют целый раздел под названием «Стансы» и песнопения».
«Что за сон мне подарен судьбою. Пусть я жил, спотыкаясь, спеша, Но любовью печальной, не скрою, Вдруг согрелась так сладко душа.
Знаю я, миновать не удастся Всех вопросов: зачем, почему... Может, лучше со снами расстаться, Быть потерянным, но наяву?»
Небольшой, но интересный цикл стихотворений, посвящен Петербургу:
«Город в тумане, взмахнувший мостами, Что ты за птица, куда ты летишь? К счастью, живущему за облаками, Или в лесную заветную тишь?
Что ты увидел, когда отразилась В сонной воде предрассветная тень, Всех твоих линий немая строптивость, Может быть, вспомнил российскую лень?
Сень окрылённых душою селений, Канувших в Лету по воле царя, Горы костей под камнями строений И шевельнулось: «А может быть, зря?»
Что-то спугнуло тебя, будто птицу, Может быть, понял людскую беду: Жизнь, не щадящая, бешено мчится, Души в горнило несёт, как руду».
Еще один раздел книги – «Берег молчания» объединяет в себе философские размышления поэта о жизни и смерти, о любви, о мудрости, о вечных категориях взаимоотношений человека с Богом и человека с человеком, отражение жизни во времени. Высокий полет человеческого духа в добродетели и творчестве – и отрава различных пороков души точно и ясно нарисованы словесной кистью автора.
«...и землю град побил, и огнь сокрушил Дух праздности, внушавший людям небыль, Земля лежит тиха, светло и ясно небо, И недоступно для земной души».
Рим
Там дети гадки и глазасты, К доносу - низменно быстры, Там по желанью тайной касты Святых возводят на костры.
И переулочки мощённые Пьянеют, словно от вина: Ведут! Ведут на казнь крещённого! Вокруг танцует сатана.
На лицах - торжество возмездия: Посмел он правду говорить!! Улыбки старцев - тоньше лезвия: Они, как змеи, учат жить
Хоть тихо слышится шипение, Оно умеет отравить И чувств восторг, и к правде рвение И душу чистую смутить.
Автору «Святого острова» Господь отвел немного времени на этой земле. Трудно сказать, насколько ясно была открыта поэту его собственная судьба, но в стихах его сочетаются противоположные, казалось бы, понятия: неисчерпаемое жизнелюбие, реалистичность, наполненные в то же время предчувствием небесного. Время болезни, земных, очищающих страданий приподнимает для него – а значит, посредством стихов, и для нас - завесу между земным и небесным:
Кто не хлебнул из тьмы забвенья, Кто не дал душу оскопить, Кому отчаянье терпенья До капли удалось испить - Тому не страшен хлад могилы, Тому открыты чудеса: Душа постигла небеса, Пока судьба её томила.
Книга «Святой остров» составлена близким другом Владимира Загороднего поэтом Юрием Судаковым, с предисловием составителя и замечательными иллюстрациями художника С. Галуновой. В оформлении обложки использован портрет автора работы художника Ольги Савостьяновой, а также картина Владимира Загороднего «Нездешние цветы». Книгу «Святой остров» можно рекомендовать самому широкому кругу читателей, в особенности тем, кто любит и ценит истинную поэзию, не предающую вечных ценностей; родителям и педагогам, стремящимся воспитать в молодом поколении понимание настоящего, жизненного, веру в Бога и любовь к своему Отечеству.
Книга издана попечением братьев поэта, Василия и Александра Загородних. В Лиговской общине Санкт-Петербурга это издание распространяется безвозмездно - как память об усопшем и призыв помолиться об упокоении души раба Божия Владимира.
В. Синельникова
|