Москва, 4 мая
В конце соборнаго заседания третьяго дня вопрос о смешанных браках поморцев с иноверными получил постановление в окончательной форме, именно так: «Без поучения, оглашения и крещения сочетать поморцев с иноверцами нельзя, но если поморцы обвенчаны с иноверцами в господствующей церкви, то таковой брак считать законным и его не расторгать. Если муж и жена поморцы желают расторжения брака, то причиною является доказанная неверность или покушение одного из супругов на жизнь другого. При самовольном расторжении брака виновная сторона вступать в новый брак не может".
Заседание четвертаго дня касалось погребения и поминовения усопших и так называемаго «заммирщения». Оба вопроса, имевшие немало пунктов, вызвали множество препирательств. Особенно строгие старики-поморцы не хотели согласиться на погребение и поминовение тех своих собратьев, которые умерли в замирщении, не успев покаяться и оставшись с остриженной головой и обритой бородой. Но ум и такт председателя Пичугина, который с каждым днем приобретает все больше популярности, избавили собор от излишних пререканий. Остановились на резолюции, где было сказано, что нераскаянный грешник, т.е. кто, обмирщившись, не желал вернуться в лоно своей церкви и не сознавал греха в своем поведении, не подлежит ни погребению, ни поминовению, а те, кто покаялись, получают возможность быть похороненными и записанными в поминовение. Слово „замирщение" принято, как грех, а не как ересь, а если замирщение произошло в силу необходимости, то епитимья наставника избавляет от греха. Но принципиально поморский собор против всякаго замирщения.
Среди этих вопросов, важных для начетчиков и старообрядческих церковников, проскальзывают интересные бытовые эпизоды. Оказывается, что собор получает из разных местностей жалобы, что иноверцы уничтожают древния старообрядческия кладбища, сжигают кресты и запахивают землю под пашни. На соборе было разъяснено, что русский закон стоить на страже общественных интересов, а такой захват относится к нарушению статей закона. Поэтому собор постановил преследовать такие захваты старообрядческих кладбищ в судебном порядке.
В каждом соборном заседании ярко заметны два течения: приверженцев древняго благочестия по букве закона и ревнителей о мире среди поморских общин. Первые читают тексты и, указывая на них трясущимися перстами, говорят: „Вот наш закон, а мудрствовать нам не надо». Другая партия, взывая о милосердии и любви, пробует сгладить все резкости и кажется успевает в этом.
Москва, 5 мая
Сегодня поморцы закончили свой первый всеpoccийский собор в храме второй московской общины. Завтра предстоит разбор жалоб и частных заявлений, особаго интереса не прсдставляющих. В этот день заседание будет закрытое. С четверга и до воскресения включительно собрание старообрядцев переносится в большую аудиторию Политехническаго музея. На этнх собраниях будет прочитан любопытный доклад о пророках и антихристе, а также начнутся любопытныя состязания в красноречии и собеседования о том, кто из старообрядцев православные и кто еретики. С одной стороны выступает Пичугин, с другой - начетчики австрийскаго толка.
В последнем собрании разсмотрено очень много вопросов из обихода поморцев. Говорилось о брадобритии, о курении табака, питии чая и водки, о еде картофеля, колбасы и т. п. Табакокурение и питие водки отнесено к смертным грехам. Раздавались голоса даже против чая и один старик-поморец назвал самовар «шипящей и дымящей змеей». Собор однако не нашел возможным назвать еретиками тех, кто пьет кофе, чай и т. п., а назвал их только грешниками, нуждающимися в покаянии. Та же степень греха придана и бреющим бороду и голову.
Вопрос о федосеевцах и филиповцах сдан в комиссию и будет разрешаться на втором соборе поморцев, который решено созвать опять в Москве череь два года, т.е. в 1911 году. Старообрядцы, приемлющие священство, названы еретиками, не имеющими права называться староверами. Вопрос о пении на «онъ» или на «речь» решен так, чтобы никого не обидеть: где какой обычай, так и петь можно. Из книг собор отдал преимущество книгам Преображенскаго кладбища и признал необходимым иметь свою типографию при второй общине поморцев. Отдавать детей в ииоверческия учебныя заведения собор не нашел греховным, и если это вызывает нарекания, то родители неповинны в том, ибо учение есть необходимость, а своих высших школ у поморцев нет. Устройство общин признано желательным. Решено выработать проект всероссийскаго союза взаимопомощи и духовнаго объединения поморцев.
Собор принял формулу моления за Царя «Спаси, Господи, и помилуй Державнаго Царя Нашего» с чтением после этого молебна Кресту. Поручено комиссии выработать текст присяги, но слово «клянусь» должно замениться словом «обещаюсь».
Предоставлена свобода выбора внутренняго вида храмов, будут ли то древне-русския церкви или просто жилые дома. Страхование церкви допустимо. Праздничная работа для поморцев разрешается, но праздник вменено проводить благочинно и богобоязненно. Вопрос об увеселениях разрешен так: песни и пляски на брачных пирах недозволимы, и свадьбы должны проходить благолепно и благочинно, a те, кто проводит время на гульбищах и игрнщах, подлежат покаянию.
По окончании соборнаго заседания председатель произнес блестящую прощальную речь, закончив словами: «Христос был посреди нас». С пением стихеры „Святися, святися" собор закончился.
Собеседование безпоповцев съ поповцами. Москва, 8 мая
Вчера в политехническом музее при переполненной аудитории начались собеседования начетчиков поморскаго согласия с представителями поповцев, принимающих, белокриницкую иepapxию. Первая беседа касалась именно этой иерархии. Co стороны поморцев выступил известный начетчик Л.Ф.Пичугин, от белокрииицкаго священства – Ф.Е.Мельников.
Первый оратор совершенно отрицал правильность принятия священства от белокриницкой иерархии. В 1666 году при патриархе Никоне все свяшенство впало в ересь, и с тех пор утрачены для церкви истннных старообрядцев все епископы, которые могли бы рукополагать священников. Что же сделали поповцы. Они взяли священников от еретической церкви. Даже их митрополит Амвросий есть простой мужик, пребывавший ранее в еретичестве. В священном писании, в древних книгах нет оправдания такому рукоположению. Безпоповцы не против священства, если только оно явится от истинных епископов, а не от еретических. Между тем епископ нижегородский Иннокентий, рукоположенный от еретической церкви, про ту же еретическую церковь говорил, что она «покоище дьявола» и «блудница Вавилона». Эта несообразность является для поморцев-безпоповцев непреодолимым препятствием для соединения с поповцами.
Возражавший Пичугину начетчик Мельников защищал правильность белокрииицкой иерархии, приводил в подкрепление разные тексты писания и толковал их в пользу своего взгляда.
Словом, это собеседование было старым спором поповцев с безпоповцами. Оба собеседника радикально разошлись во взглядах и на священство, и на тексты священнаго писания, и на доводы друг друга. Начетчик Мельников, значительно уступая Пичугину в силе красноречия, нагромождал речь массою цитат, а также придал своим словам несколько личный характер. Оратор поморцев, наоборот, не утратил ни спокойствия, ни своей обычной находчивости. Мельников считал доводы своего собеседника ничтожными, тот же термин применил и к причинам, разделяющим поповцев с безпоповцами. Пичугин, опираясь на древнее писание, снова утверждал, ' наоборот, поповцев от безпоповцев отделяет не ничтожное, а важное, именно - священство еретической церкви. Если поповцы докажут, что их митрополит Амвросий вышел из православной церкви, то они, поморцы немедленно соединятся с поповцами. Но если поповцы сознают, что Амвросий из еретиков, тогда объединение невозможно. Собравшиеся на собеседование представители двух старообрядческих толков, хотя слушали со вниманием, но всецело присоединялись только к словам своего начетчика.
Среди присутствующих старообрядцев много духовенства Рогожскаго кладбища, миссионеров единоверцев и один православный священник. Много женщин-старообрядок, но без традиционных белых платков на головах.
Вторая беседа была сегодня посвящена вопросу о перекрещивании поморцами еретиков, крещеных во Св. Троицу при погружении в воду. Со стороны поповцев против Пичугина выступит новый начетчик, Варакин, еще менее оратор, чем Мельников. Суть его возражений та, что в истории церкви и священном писании нет следа о том, чтобы при переходе уже крещеных еретиков вновь их крестить с троекратным погружением в воду. Пичугин отвечает в смысле, что еретическое крещение в силу указаний священнаго писания, которые по-видимому неизвестны поповцам, не признается крещением Все, что от еретиков, не есть от церкви Христовой. Поэтому крещеных еретиков дозволяется крестить вновь.
На завтрашней беседе будет речь об антихристе. Известно, что поморцы признают царство антихриста уже пришедшим, а антихриста воцарившимся. Собеседовать будут Пичугин и Мельников.
После закрытия перваго всероссийскаго собора поморцы поднесли председателю собора Л.Ф.Пичугину икону и адрес, в котором выражена общая благодарность председателю за образцовое ведение заседаний и прений.
Bсе делегаты старообрядцев-поморян, приезжавшие в Москву на собор поморцев брачнаго согласия, решили отправить к председателю Совета Министров П.А.Столыпину депутацию для выражения благодарности за содействие к разрешению собора. В состав депутации избраны: председатель петербургской общины поморцев Кончаев, председатель виленской общины Пименов и член московской общины Н.П.Ануфриев.
Москва, 9 мая
Сегодня в политехническом музее состоялось третье собеседование старообрядцев на тему «О пришествии пророков Илии и Еноха и об антихристе». Со стороны поморцев брачнаго согласия выступил снова Пичугин, со стороны поповцев - Мельников.
Вопрос о пророках выражен старообрядцами в таком виде: поповцы ожидают вторичнаго пришествия на землю пророков Илии и Еноха во время царства антихриста, и тогда будут они врагом Христа убиты. Пкчугин, выражая мнение старообрядцев-поморцев, доказывал, что физическаго пришествия еще раз на землю Илии и Еноха ждать не следует, что в писании такое пришествие надо понимать духовно, в смысле явления новых мучеников за веру во Христа.
Это интересное собеседование, собравшее полную аудиторию политехническаго музея, к сожалению, было наполнено личными выпадами и первым опять к этому подал повод Мельннков, назвавший речи Пичугина лукавством и говоривший, что ему лучше проповедывать в какой-нибудь деревушке, а не перед образованными поповцами. Пиугин возразил, что свет истины часто блестит именно из деревушек; что сам Христос, рожденный в ослииых яслях, вышел из глухого городка, а Его апостолы - простые рыбаки. При чем тут, следовательно, это гордое указание на свою образованность? Суть в том, что поморцы-безпоповцы толкуют священное писание по духу, а не по букве. Toлкование по мертвой букве - дело опасное: оно ведет к ошибкам, а ошибки - к ереси. Разойдясь радикально во взглядах на пришествие пророков, оба собеседника точно также не столковались и об антихристе. Да и мудрено им было сойтись: между взглядами на антихриста у безпоповцев и поповцев лежит глубокая пропасть. Безпоповцы в лице Пичугина, сказавшего блестящую речь, учат об антихристе, что это есть лицо множественное, а не единичное, что антихрист есть царство зла и поэтому всякий еретик и отступник -антихрист. В силу этого царство антихриста уже давно наступило. Мельников от лица поповцев утверждать, что антихрист будет чвловеком, заключающим в себе „всю сатанинскую злобу". Следовательно, надо ожидать и пришествия пророков Илии и Еноха, как предшественников антихриста, и ждать самого антихриста, который придет один и во имя свое. Понятно, что через такую пропасть нельзя перекинуть „мост единения".
Присутствовавшие явно разошлись во взглядах, и каждая партия осталась верною взглядам своего оратора. Вот почему главная задача собеседований - примирение старообрядцев и соединение их воедино решительно не удалась. Напротив, съехавшиеся со всех концов Poccии поморцы-безпоповцы, ясно увидали разницу между их воззрениями и воззрениями поповцев. Были вновь сделаны попытки умалить значение друг друга, хотя с успехом можно было воздержаться от всяких личностей. Завтра состоится последняя беседа.
Москва, 10 мая
Последнее собеседование поморцев - безпоповцев со старообрядцами, приемлющими священство, происходило сегодня на тему: «Пребудет ли в церкви Христовой до второго пришеетвия Христа жертвоприношение и священство?»
Со стороны поповцев выступил начетчик Д.С.Варакин, со стороны поморцев - все тот же неутомимый Л.Ф.Пичугин. Первым говорил Варакин. Онъ отстаивал ту точку зрения, что следует старообрядцам приносить жертву священной евхаристии, потому что священное писание содержит указания самого Христа, сказавшаго апостолам, чтобы сию жертву творили в Его воспоминание. Поморцы-безпоповцы не приемлют священства и отвергают жертвы. Где они нашли указания на это в святом писании? Чем подкрепляются?
Пичугин, возражая своему собеседнику, сказал, что святость жертвы в церкви, т.е. таинство священной евхаристии, он и все поморцы признают и преклоняются перед нимъ. Но речь идет не о тех св. жертвах и священстве, которые были раньше, а о нынешних. . Св. писание называет священство солью земли, но говорить, что если «соль» портится, ее отметают и выбрасывают вон. Следовательно, поморцы-безпоповцы и представители белокриницкой иepapxии толкуют не об одном и том же. Поморцы верят и молятся прежним святителям, епископам, пресвитерам и таинствам, ими совершаемым, но теперь они не признают епископов и пресвитеров, как уклонившихся в ересь. Каким же образом поповцы требуют, чтобы поморцы признавали таинство святынь, то таинство, которое совершается еретическими руками? Божие слово говорит о постоянном священстве и таинствах, но по Божиему попущению священство и таинство помрачились. «Соль» испортилась и ее отмели все, кто свято чтить слово Божие и не принимает слов от еретика. Поповцы упрекают гюморцев в том, что те не причащаются 230 лет. Но разве за это можно упрекать? Поморцы жаждут св. таинства, но нет святых рук, чтобы приобщит поморцев. А противники говорят, издеваясь, что поморцы недостойны св. таинства причащения. Австрийцы требуют, чтобы поморцы ответили, где в писании сказано, что не надо совершать таинства. Но писание относится к прежним временам, а ныне Бог попустил, чтобы вместо праваго учения образовалась мерзость запустения. Вот почему поморцы и остаются без жертвоприношений.
Варакин вновь задавал своему противнику те же вопросы: где текст святого писания, дозволяющей не приносить жертвы? Пичугин возразил: .Почему же у вас, австрийцев, церковь 180 лет не приносила «жертвы»? Кроме того, Пичугин доказывал, что если поморцы не приобщаются физически, то есть причащение сокровенное при помощи молитвы к Богу.
На эту тему оба оппонента говорили по нисколько раз, но к соглашению конечно не пришли. Аргументация Варакина сводилась к следующему: поморцы не сообщаются с таинствами, значит, они идут против учения Христа.
Аргументация Пичугина была такова: „Нет, мы, поморцы, не сообщаемся отнюдь не с таинствами церкви Христовой, но с мерзостью запустения, которая заменила учение Христово. Вы же, австрийцы, уклоняетесь в ересь, но сами считаете еретическими церквами и русскую (господствующую), и католическую, и лютеранскую, и многия другия. Выходит, что истинная вера одна ваша. А ведь и в других поименованных церквах совершается таинство священной евхаристии. Как же вы то эти церкви хулите?". В заключение речи Пичугин еще раз говорил о возможности спасения и без австрийскаго священства.
Подводя итоги четырехдневным собеседованиям старообрядцев, приходишь к заключению, что главная задача двух общин - поморской и принимающей австрийское священство - объединение решительно не удалось. Напротив, для обеих сторон вырисовалась вся бездна, давно лежащая между ними. Нельзя объединиться тем, которые один другого считают еретиком и антихристом. Святые тексты из древних книг мало помогли делу так как в одной и той же книге подыскивались изречения, выгодныя и той и другой стороне. Раздражение диспутантов также не строило здания мира н объединения. Слушатели в свою очередь забыли о священных темах спора и выражали признаки одобрения или порицания, что было не совсем уместно.
Во время перерывов заседаний публика делилась на два лагеря и всюду выражались мнения, что противники посрамлены. Все это, повторяю, было далеко от единения и должно, напротив, еще более разъединить этих, в общем, симпатичных людей; одинаково желающих света и правды, но идущих к ним разными и непонятными друг другу путями.
Оставляя в стороне их безконечные споры и глядя одинаково на ту или другую сторону, видишь, сколько здесь сошлось хороших лиц, вдохновенно глядяших, сколько религиознаго чувства и глубокаго внимания к словам своих начетчиков!
Первое собеседование и первый поморский собор – лишь пробный шаг. Будущие соборы и, собеседования симпатичных старообрядцев несомненно будут проходить стройнее и может быть, найдут хоть немного пунктов, вне вопросов о священстве, на которых сойдутся и соединятся.
Н.Ежов
"Новое время", май 1909 года |