Главная » 2009 » Май » 15 » Музей-заповедник "Кижи" представляет новую выставку по культуре старообрядцев Европейской России XIX - нач. XXI в. из фондов РЭМ
17:56
Музей-заповедник "Кижи" представляет новую выставку по культуре старообрядцев Европейской России XIX - нач. XXI в. из фондов РЭМ
19 мая в 15.00 в выставочном зале музея "Кижи" (пл. Кирова,10а) открывается выставка "Хранители древлего благочестия". Это третий выставочный проект, осуществляемый совместно музеем "Кижи" и Российским этнографическим музеем.
 
 
 
Крест киотный (поповцы). Московская губ., Гуслицы, к.XVIII-перв.пол.XIX вв.

Выставка из Российского этнографического музея (г. Санкт-Петербург) знакомит с несколькими региональными и этноспецифическими традициями - на Русском Севере, Северо-Западе, Среднем Поволжье, а также с общими для старообрядчества реликвиями православной веры и обрядности.

 
Всего на выставке представлено более 130 подлинных предметов. Это уникальные молитвенные комплексы, возникшие в старообрядческой среде: резные иконы, культовое медное литье, кадильницы, лестовки - четки для счета молитв, подручники, а также футляры для хранения и переноски богослужебных книг, свечей, индивидуальной посуды. Предметный ряд дополнен фотографиями, сделанными в первой четверти XX в.
 
 
 
Лестовка. Нижегородская губерния, к.XIX-н.XX вв.

Кроме того, показаны характерные реликтовые предметы повседневности: кремневое ружье с аркебузным прикладом, берестяной рукомойник, сотканные на дощечках пояса, обереги. Посетителям будут интересны созданные в различных группах старообрядцев предметы домашнего убранства и праздничного костюма - резная и расписная утварь, тряпичные куклы, золотное шитье.

Культура русских старообрядцев - это "и свое, и чужое" для русской нации. Она предстает результатом религиозно-политических событий, когда, в целях сохранения прежних форм обрядности и быта, примерно одна десятая часть русских должна была в социально экстремальных условиях заново создавать свою бытовую культуру, приспосабливаясь к новым природным условиям и новому этническому соседству.

 
 
 
Крест (беспоповцы). Москва, перв.пол. XIX вв.
 
 
Определенная часть финноязычных народов - карел и коми-зырян, коми-пермяков также оказались приверженцами "старой веры" и подверглись государственным гонениям.

Самое крупное староверческое поселение на Севере, ставшее духовным центром в Поморье, - Выго-Лексинское общежительство. Оно основано в 1694 г. на р. Выг, а на р. Лексе - женская его часть в 1706 г.. Здесь были созданы наиболее значительные, авторитетные догматическо-полемические и агиографические произведения - "Поморские ответы" (1723), "История о отцах и страдальцах соловецких" (1710) и др. Старообрядцы-беспоповцы выработали устав Поморского согласия, приближенный к нормам монастырской жизни и сочетавший религиозные интересы с хозяйственными занятиями и ремеслом.

Среди карел Олонецкой губернии старообрядчество (беспоповское направление) получило распространение в кон. XVII-XVIII в. К началу XX в. старообрядцы были сосредочены в основном на севере Карелии. Группа тихвинских карел-старообрядцев Ленинградской обл. (территория бывшей Новгородской губернии) в течение всего XX в. сохраняла структуру своей религиозной общины, осуществлялись обряды крещения, панихиды и поминальные требы.

Авторы выставки - Александр Борисович Островский, доктор исторических наук, научный сотрудник ведущей категории РЭМа и Александр Алексеевич Чувьюров, кандидат исторических наук, научный сотрудник высшей категории РЭМа.

www.museum.ru/N36719
Категория: Староверы и мир | Просмотров: 1374 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]