Собор 1667 года принял еще одно постановление противное практике древней Церкви: «О латинском убо крещении еже действуется во имя Отца, и Сына и Святаго Духа, трикратным обливанием… весь освященный собор, слушавше выписки сия дело рассудиша: Яко не подобает приходящих от латин к святей апостольстей восточней церкви покрещевати»[35]. Под влиянием восточных иерархов было принято решение об отмене постановления собора Русской Церкви о чиноприеме римо-католиков в Православную Церковь, через крещение, как не имеющих апостольского крещения. В 1620 г. Русская Церковь соборно определила перекрещевать католиков и униатов, приходящих в Православную Церковь, равно как и тех из православных белорусов, над которыми было совершено обливательное крещение, или же правильное крещение, но униатским священником, то есть вероятным обливанцем. Собор же 1667 года постановил принимать католиков лишь через таинство миропомазания и это несмотря на то, что в католической церкви уже на протяжении нескольких столетий крещение повсеместно совершалось посредством обливания и окропления, и таковой их обычай осуждался и отвергался Православной Церковью, которая проклинает обливательное крещение, как еретический обычай: «Проклинаю скверное крещение их обливаемое, а непогружаемое по Господню образу, иже во Иордане, и святыми апостолы нам преданное в три погружения во имя Отца и Сына и Святаго Духа»[36].
В постановлении же собора 1667 года о чиноприеме католиков было также сказано: «Аще же кто упорством восхощет покрещевати латины, памятвовати подобает правило святых апостол 47-е, глаголющее сице. Второе крещаяй крещеннаго истинным крещением, и не покрещеваяй оскверненного от зловерных, таковый святитель не священ»[37]. Таким образом, католики были объявлены незловерными, то есть православными, а их обливательное крещение объявлено истинным. Всякий же священник, который бы дерзнул принять католика через крещение, должен был быть, по мысли собора 1667 года, извергнут из священного сана.
Таким образом, собор 1667 года признав правильным и неповторяемым обливательное крещение римо-католиков, посягнул на еще одно апостольское предание – погружение в воду при таинстве крещения. И это несмотря на то, что погружательное крещение, как строго обязательный обычай было утверждено святыми канонами Церкви, например 50 правилом святых Апостол, гласящим: «Если кто, епископ или пресвитер, совершит не три погружения единого тайнодействия, но одно погружение, даемое в смерть Господню: да будет извержен» и 91 правилом св. Василия Великого: «Из сохраненных в церкви догматов и проповеданий, некоторыя мы имеем от письменнаго наставления, а некоторыя прияли от апостольскаго предания, по преемству в тайне, и те и другие имееют едину и ту же силу для благочестия. И сему не воспрекословит никто, хотя мало сведущий в установлениях церковных. Ибо аще предприимем отвергати неписанные обычаи, аки не великую имющие силу: то неприметно повредим Евангелию в главных предметах, или паче сократим проповедь в единое имя без самыя вещи. Например … троекратное погружение человека».
В довершение всех своих разрушительных деяний участники собора 1667 года, в духе своих единомышленных предшественников постановили всех несогласных с их соборными определениями предавать казни. Собственно говоря, собор 1667 года подтвердил и утвердил соответствующее постановление собора 1666 года[38].
В русской Церкви произошел окончательный раскол и против древлеправославных христиан начался многолетний кровавый геноцид, на который светскую власть подвигли церковные реформаторы. Вот как свидетельствуют об этом сами новообрядцы: «При самом появлении раскола, власть захотела покончить с ним крутыми, суровыми мерами. И вот, кровь полилась рекой. Все первые вожаки и предводители раскола умерли на плахе, сгорели в срубах, исчахли в заточениях. Беспощадные пытки, бесчисленные, мучительные казни следуют длинным, беспрерывным рядом. Раскольников ссылали, заточали в тюрьмы, казематы и монастыри, пытали и жгли огнем, накрепко секли плетьми, нещадно ломали ребра, кидали в деревянные клетки и, завалив там соломой, сжигали, голых обливали холодной водой и замораживали, вешали, сажали на кол, четвертовали, выматывали жилы... Словом, все, что только могло изобрести человеческое зверство для устрашений, паники и террора, все было пущено в ход. Население, исповедывавшее правую веру, пришло в ужас»[39].
И всеми этими массовыми убийствами и издевательствами над древлеправославными христианами новообрядцы вполне уподобились своим предшественникам иконоборцам, о которых известно, что «совершая беззаконие за беззаконием, эти еретики не только язык свой изощрили ко лжи и нечестии, но и убедили руку правителей поражать мнимые преступления, говоря, что неповинующийся им должен считаться виновным и пред царскими законами. От такого взгляда произошло много разного рода бед во вселенной: светская власть и даже сами епископы, противившиеся истине, неослабно упражнялись в делах жестокости. И какой язык может рассказать эти печальные события? Как и с чего начать рассказ об этих событиях? Сколько ужаса, трепету и преследований? Сколько иноков содержались в городах под стражею, терпели бичевания и были узниками по многу лет с цепями на ногах? Книги сожигались, священные сосуды и святые храмы осквернялись... достойные уважения мужи, по разграблении у них того, что они имели, переселялись в чужие страны; потому что по-апостольски сочли за лучшее жить между язычниками, чем вести дурную жизнь между соплеменниками… Сколько опасностей и страха перенесли при этом мужи благочестия; Их бичевали, ослепляли, вырывали у них ноздри, отрезывали языки. Они переносили бесславное бегство, то есть, ссылку, так как они рассеяны по всей вселенной: святые лица их обжигали, бороды сожигали… и, что всего хуже, случались даже человекоубийства»[40].
Новообрядцы обычно оправдывают произведенную патриархом Никоном церковную реформу и последующие за этим гонения на древлеправославных христиан тем, что все эти деяния были утверждены соборами русских и восточных иерархов, а потому, якобы древлеправославные христиане обязаны были подчиниться церковному священноначалию, которое, дескать, имело полное право по своему произвольному желанию и суждению отменять и изменять церковные предания.
Но не так судили об этом святые отцы. Святой Феодор Студит свидетельствует, что «Церковь Божия осталась невредимой, хотя и была поражаема многими стрелами, и врата ада не одолеют ее (Мф.16:18). Она не позволяет ни делать, ни говорить чего-нибудь вопреки постановленным правилам и законам, хотя и многие пастыри нередко безумствовали, составляя великие и многочисленные соборы, называя себя церковью Божией, по видимости заботясь о правилах, а на самом деле действуя против правил.… Так, господин, собор - это не просто собрание епископов и священников, хотя бы их и было много, - ибо сказано: лучше один праведник, творящий волю Господню, нежели тысяча грешников (Сир.16:3), - но собрание во имя Господа, для мира и соблюдения правил и для того, чтобы связывать и разрешать не как случится, но как следует по истине, по правилу и по точному рассуждению.… Ибо для слова Божия, по свойству его, нет уз (2Тим.2:9). И епископам отнюдь не дана власть преступать какое-нибудь правило, а - только следовать постановлениям и держаться прежнего»[41].
Таким образом, и мы, следуя прежде бывшим святым соборам и преданиям святых отцов, желаем, с одной стороны, врачевания и преодоления всякого разделения между людьми, искренне верующими во Христа Спасителя, а с другой стороны, считаем, что таковое примирение может произойти не иначе как на основании церковных правил, после честного, непредвзятого рассмотрения обеими сторонами изначальных причин разделения, и изобличения, осуждения и исправления допущенных ошибок, чтобы предполагаемое единство было не к нашему общему осуждению, но к славе Божией и к славе Его Святой Церкви.
Бог же терпения и утешения да дарует нам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Исуса, дабы мы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Исуса Христа (Рим.15:5-7), Ему же слава во веки веком. Аминь!
________________________________________
[1] Лаодикийского Собора 18 правило: «Едино и тоежде служение молитв долженствует быти всегда, и на девятом часе и на вечерни». Толкование Вальсамона: «И так отцы собора говорят, что преданных молитв достаточно и для девятого часа и для вечерни и вообще для всех собраний; и что не имеет права слагать молитвы всякий, кто желает»; Лаодикийского Собора 59 правило: «Не подобает в церкви глаголати псалмы не священные, или книги не определенные правилом, но токмо в правилах означенные книги ветхого и нового завета». Карфагенского Собора 103 правило: «Постановлено и сие: да совершаются всеми утвержденные на соборе молитвы, как предначинательные, так и окончательные, и молитвы предложения, или возложения рук: и отнюдь да не приносятся никогда иные вопреки вере, но да глаголются те, кои просвещеннейшими собраны». Толкование Иоанна Зонары: «Что не испытано отцами, сомнительно: является при этом страх, чтобы не оказалось чего-нибудь и нечестивого и противного вере; посему собор и отвергает новое».
[2] П.С. Смирнов. История русского раскола старообрядчества. СПб. 1895. С. 37.
[3] Каптерев Н. Ф. [Патриарх Никои и царь Алекссй Михайлович] Исправление церковно-богослужебных книг при патриархе Никоне. // Богословский вестник 1908. Т. 3. №12. С. 557-558.
[4] Деяния Вселенских Соборов. Казань. 1909. Т. 7. С. 284-285.
[5] Второе послание протопопа Московского Казанского собора Иоанна Неронова к царю Алексею Михайловичу из Спасокаменного монастыря от 24 февраля 1653 года // Материалы для истории раскола за первое время его существования. Т. 1. М.: Братское слово. 1874г. С. 66.
[6] Каптерев Н. Ф. [Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович] Исправление церковно-богослужебных книг при патриархе Никоне. // Богословский вестник 1908. Т. 3. №12. С. 556. (Начало).
[7] Дело о патриархе Никоне // Издание археографической комиссии по документам Московской Синодальной (бывшей Патриаршей) Библиотеки. СПб. 1897. С. 450.
[8] Деяния Московского собора 1667 года. Л. 36.
[9] Там же. Л. 36 об.
[10] Дело о патриархе Никоне // Издание археографической комиссии по документам Московской Синодальной (бывшей Патриаршей) Библиотеки. СПб. 1897. С. 450.
[11] Деяния Вселенских Соборов. Казань. 1910. Изд. 3. Т. 1. С. 130.
[12] Там же. С. 131.
[13] Деяния Вселенских Соборов. Казань. 1908. Т. 3. С. 9.
[14] Грамота Константинопольского патриарха Паисия I к московскому патриарху Никону. // Журнал «Христианское чтение, издаваемое при Санкт-Петербургской Духовной Академии». – 1881 г. – Часть I. – с. 303-353, 539-579.
[15] Слово отвещательное // Скрижаль. М.: Печатный двор. 1656. ЛЛ. 12-12об.
[16] Каптерев Н. Ф. [Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович] Церковно-обрядовые реформы Никона. // Богословский вестник 1908. Т. 2. №7/8. С. 372-373.
[17] Каптерев Н. Ф. [Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович] Церковно-обрядовые реформы Никона. // Богословский вестник 1908. Т. 3. №10. С. 218. (Продолжение).
[18] Слово отвещательное // Скрижаль. М.: Печатный двор. 1656. ЛЛ. 1об.-2.
[19] Слово отвещательное // Скрижаль. М.: Печатный двор. 1656. ЛЛ. 14об.-16об.
[20] Правило сие относиться не только к преследуемым несторианами, но и вообще ко всем, кто страждет за преданность правой вере.
[21] Деяния Московского собора 1666 г. Л. 42.
[22] Там же.
[23] Там же. Л. 48.
[24] Там же.
[25] Ключевский В. О. Собр. соч. М., 1959. Т. 7. С. 88-89.
[26] Послание-наставление собора 1666 года // Деяния Московского собора 1666 года. Л. 48.
[27] Послание-наставление собора 1666 года // Деяния Московского собора 1666 года. Л. 48об.
[28] Деяния Московского собора 1667 года. ЛЛ. 6 об. - 7.
[29] Деяния Московского собора 1667 года. Л. 7 об - 8.
[30] ΠΗΔΑΛΙΟΝ. Εν Αθηναισ. 1886. С. 521.
[31] Н. Ф. Каптерев. Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов. Выпуск первый: Время патриаршества Иосифа. — М. 1887. С. 85.
[32] Деяния Московского собора 1667 года. Л. 32.
[33] Деяния Вселенских Соборов. Казань. 1909. Т. 7. Изд. 3. С. 212.
[34] Кормчая. 71 глава (Об освященных правилех), Л. 641.
[35] Деяния Московского собора 1667 г. ЛЛ. 72 об. – 73.
[36] Потребник. М. 1888. 71 гл. (Крещение от ересей приходящим). Л. 16.
[37] Деяния Московского собора 1667 г. Л. 72 об.
[38] Деяния Московского собора 1667 г. ЛЛ. 82-83.
[39] А. Пругавин. Раскол и сектантство. М. 1905. С. 31.
[40] Деяния Вселенских Соборов. Казань. 1909. Т. 7. изд. 3. С. 263
[41] Преподобный Феодор Студит. Послания. // Письмо 24. К Феоктисту магистру. Книга 1. - М.: Приход храма Святаго Духа сошествия, 2003. С. 72-77.
АЛЕКСАНДР, Патриарх Московский и всея Руси
АЛЕКСАНДР (РАЗУВАНОВ), священник и представитель Преосвященного Иосифа, Епископа Белорусского и Украинского
СЕРГИЙ, Епископ Сибирский
САВИН, Епископ Нижневолжский
ГЕОРГИЙ (НОВИКОВ), священник и представитель Преосвященного Иакова, епископа Сионского и Западноевропейского
ВАСИЛИЙ, Епископ Верхневолжский
Протоиерей (Москва) МАКСИМ ЛЫШОВ
Протоиерей (Стерлитамак) СЕРГИЙ ГРОМОВ
Протоиерей (Ваньково) НИКАНОР КРЕЧЕТОВ
Протоиерей (Филипповское) НИКОЛА СУББОТИН
Протоиерей (Урск) АНДРЕЙ МАРЧЕНКО
Протоиерей (Климово) СЕРГИЙ ТКАЧЕВ
Протоиерей (Можайское) СЕРГИЙ ОВЧИННИКОВ
Протоиерей (Новозыбков) ВЛАДИМИР КОСЕНКОВ
Протоиерей (Украина, Мироновка) НИКОЛА ПРОСИН
Протоиерей (Румыния, Махмудия) СИМЕОН ЕРОФЕЙ
Священноинок (Москва) ЕПИФАНИЙ МИГАЛЕВ
Священноинок (Воронеж) АНТОНИЙ ЯЩЕНКО
Священноинок (Урень) ДИОНИСИЙ БОЛЬШАКОВ
Священноиерей (Румыния, Сарикей) ФЕОДОР КАЗАМОН
Священноиерей (Румыния, Тульча) ДОРИМЕНТ АНТОНОВ
Священноиерей (Санкт-Петербург) ОЛЕГ МОРОЗОВ
Священноиерей (Приморск-Ахтарский) ИГОРЬ СОЛДАТОВ
Священноиерей (Украина, Донецк) ДИМИТРИЙ ГАРБУЗОВ
Священноиерей (пос. Семенов) ДИМИТРИЙ ЧИСТЯКОВ
Священноиерей (Соликамск) АНАТОЛИЙ КРЕЧЕТОВ
Священноиерей (Казахстан, Уральск) МИХАИЛ МАКЕЕВ
Священноиерей (Волгоград) АЛЕКСАНДР ФИЛИППСКИХ
Священноиерей (Арья) МИХАИЛ ШУЛЕПИН
Священноиерей (Семенов) ИОСИФ КУЗНЕЦОВ
Священноиерей (Песочное) МИХАИЛ ЦЕЛИКОВ
Священноиерей (Золотухино) ЕВГЕНИЙ МАКСИМОВ
Священноиерей (Украина, Сосновка) ДИОНИСИЙ ФАДЕЕВ
Священноиерей (Оренбург) ГЕННАДИЙ ГОРЬКОВ
Священноиерей (Украина, Кременчуг) СЕРГИЙ САМСОНОВ
Священноиерей (Льгов) ВЛАДИМИР АЛЁХИН
Священноиерей (Чуровичи) АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВ
Священноиерей (Усень-Ивановск) АНДРЕЙ КАРПОВ
Священноиерей (Кострома) ОЛЕГ СУХИН
Протодиакон (Москва) БОРИС ЕРМОЛАЕВ
Диакон (Москва) МИХАИЛ КОМАРОВ
Диакон (д. Ваньково) БОРИС КРЕЧЕТОВ
Диакон (Орск) ИОАНН РОНЖИН
|