Этот материал поступил к нам из села Безводное Нижегородской области. В настоящее время в с.Безводном зарегистрирована община Русской Православной Старообрядческой Церкви во имя явления чудотворныя иконы Пресвятыя Богородицы Казанския. Члены общины обратились в мэрию с ходатайством о передаче общине здания бывшего белокриницкого храма, но вопрос пока не решен. До конца ХХ века в здании храма был дом культуры, сейчас оно заброшено.
Христиане с.Безводное обращаются ко всем, кто имеет информацию о старообрядческой обители в с.Безводном, с просьбой поделиться этими сведениями. Связаться с общиной с.Безводное можно через наш сайт.
Бывший храм в с.Безводное. Западная сторона
Село Безводное
Встарь в народе говорили, что места, где стоит теперь Безводное и другие селения, в давние времена принадлежали самому Борису Годунову. Тяжело жилось тогда годуновским крестьянам. Нужда и голод гнали их из бедных деревень в дремучие леса да на матушку Волгу.
Много беглых людей было в те годы в здешних краях. Бывали случаи, когда бежавшие от хозяев крестьяне беспокоили жителей приволжских деревень. Особенно доставалось от них деревне Гремячке, что стояла выше нынешнего села Безводного. Гремячинские жители терпели-терпели все это да и решили всей деревней покинуть насиженный край.
Долго искали они подходящее место и вот один раз вышли из леса на открытую поляну над Волгой. Понравилась гремячинцам та поляна, и задумали они на ней обосноваться. Поставили свои избушки немудрящие и стали колодцы копать. До пятнадцати сажен докопали, а воды-то все нет и нет... Вот тогда и назвали они свое селение Безводным.
Ну, а расселяться-то люди стали по горе, ближе к Волге, значит. Здесь, в горе, много ключей с хорошей свежей водой было. Да и река там совсем рядом. Так что в селе воды стало хоть отбавляй, а название так Безводным и осталось.
Предание записано от Ивана Григорьевича Кузнецова, 1886 года рождения, в селе Безводном Кстовского района Нижегородской области. Записал 12 июля 1965 года Морохин Владимир Николаевич.
Есть основание полагать, что Безводное возникло еще в XIV веке, ибо в XVI столетии оно называлось «старым», пережившим множество невзгод и разорений. В очередной раз Безводное оказалось выжжено целиком в 1570-х годах, во время прокатившихся по краю Черемисских войн. Место Старого Безводного после этого оказалось навсегда брошенным, а новое заселялось уже на другом участке волжского берега.
Как и большинство древнейших весей Кстовской земли новое село основывали государевы бортники – собиратели меда диких пчел. В 1588-м году в Новом Безводном стояло уже 15 дворов жилых и 8 дворовых мест пустых, о которых сообщалось, что их «пожгла черемиса». Бортники на местах занимались не только сбором меда диких пчел, но и рыболовством.
В 1619-м году Безводное с окрестными землями было пожаловано молодым царям Михаилом Федоровичем своему ближнему советнику, думному дьяку Федору Федоровичу Лихачеву.
В 1623-м году в деревне оказалось уже 30 крестьянских и 3 бобыльских жилых двора. В 1646-м году в Безводном насчитывалось уже 76 крестьянских (271 мужчина!) и 55 бобыльских(137 мужчин) жилых дворов. Еще 4 двора церковных причетников стояло возле рубленой Троицкой церкви, а рядом 4 же двора их храмовых бобылей (9 мужчин), плативших ежегодно оброк священнику и работавших на его пашне. Всего в 1646-м году в Безводном насчитывалось 139 дворов и в них 426 мужчин (более 850 человек обоего пола!).
Среди сельчан, прежде всего бобылей, оказалось значительное число ремесленников: кузнец Якунка Иванов, которого мы вправе назвать родоначальником местной металлообработки, плотник Оска Ортемьев, мясник, красильник, винокур… Был в селе и свой скоморох Ивашко Федоров, который вместе с четырьмя сыновьями составлял артель «веселых», обслуживавших народные празднества окрестных сел. Можно полагать, что именно с ним, Иваном Федоровым, боролся священник соседнего села Лопатищ Аввакум Петров (в других селениях вплоть до Лыскова скоморохов тогда не было!). Так раскрывается неожиданно еще одно «глухое» место написанного протопопом «Жития», объясняется и упоминание, почему он «бубны изломал на поле един у многих и медведей двух великих отнял» - связываться с попом соседнего села было, во-первых, неловко, во-вторых, небезопасно!
В начале XVIII столетия Безводное месте с приписанным к нему в приход деревнями: Михальчиковой, Мухановой и другими, пожаловано Петром I жене Екатерине Алексееве. Тогда в селе появилась усадьба царицы и отдельно – управителя ее вотчинного хозяйства, а также 69 крестьянских дворов. В сравнении с 1646-м годом их число сократилось в 2 раза!
Здесь что ни дом – то памятник. Добротные каменные и деревянные дома, украшенные причудливой резьбой – говорят, что в прошлом не безбедно жили безводнинцы, занимаясь кустарными промыслами и торговлей. На всю Россию славилось Безводное рыболовными судами, полотнами из медной и латунной нити, цепями для речного и морского флота и другой металлоиздельной продукцией.
В средней школе села Безводное уже более 20 лет действует историко-краеведческий музей. Располагается он в небольшой комнате, но имеет богатую коллекцию. Экскурсии проводят сами ученики. В уголке, отображающем быт села, собраны уникальные экспонаты: старинные утюги, патефоны, чайники, самовары, зеркала в деревянных рамах, умывальники и многое другое. Есть даже металлоткацкий станок. Металлоткацкое производство было основным в селе. Типовой для Безводного дом - двухэтажный, где первый этаж служил мастерской, в которой и устанавливались такие станки, а на втором располагались жилые комнаты.
А первая школа в Безводном была открыта в 1864 году и располагалась она в крестьянской избе.
В стародавние времена называли Безводное «слепой столицей Поволжья», потому что для работы на станках не требовалось особых навыков, нужна лишь физическая сила. И стекались в село слепые, которые вполне могли справляться с работой. Из безводнинской медной сетки делали сито. Музейный станок и сейчас находится в рабочем состоянии, но умелющих ткать на нем, скорее всего, уже не найти.
В центре Безводного располагается Троицкий храм (1894г.) – один из лучших и красивейших храмов района. Поражает величие храма и его богатое внутреннее убранство. Кроме православного храма были ещё единоверческая церковь и несколько староверческих различных толков. Все приходы - богатые, поскольку безводнинские прихожане слыли людьми состоятельными. В селе была организована земская школа, да и вообще, как отмечали исследователи, процент учащихся в селе Безводном на рубеже XIX и XX веков был выше, чем в целом по уезду. В Безводном наряду с православным храмом был старообрядческий монастырь.
Бывший храм в с.Безводное. Западная сторона
Владыка Арсений в селе Безводном Нижегородской губ.
Владыка Арсений, епископ уральский и оренбургский Древлеправославной Церкви Христовой, родился в семье крестьян-беспоповцев. Убедившись в законности белокриницкой иерархии, он в середине 1860-х гг. присоединился к Древлеправославной Церкви Христовой. С 1866 по 1881 г. проживал в Москве при канцелярии архиеп. Антония, исполняя работу письмоводителя. Изучая святоотеческую и старообрядческую литературу из обширной библиотеки владыки Антония, он скоро выдвинулся в ряды первейших начетчиков и апологетов старообрядчества. В 1885 г. он принял иночество и вскоре был рукоположен в священноиноки. Он объездил множество краев, везде привлекая в лоно Церкви новых последователей.
В богатом волжском селе Безводное уже в 1880-х годах активно действовал крупный белокриницкий монастырь, державший связи с Казанской и Уральской епископией.
По возвращении из-за границы в 1892 году священноинок Арсений поселился в селе Безводном Нижегородской губернии, в обители священноинока Иоасафа, где и занялся изданием книг в защиту старообрядческой Церкви. Но печатать книги здесь не пришлось, потому что едва только устроились с типографией, как сделалось сильное наводнение, и типографию затопило.
После смерти еп. уральского Виктора, священноинок Арсений был избран епископом на уральско-оренбургскую епархию. 24 окт. 1897 г. в с. Безводном Нижегородской губ. епископы Кирилл нижегородский и Иоасаф казанский рукоположили его в сан.
Бывший храм в с.Безводное. Северная сторона
Епископ Иоасаф
Епископ Иоасаф (в миру - Иван Петрович Зеленкин) родился 30 марта (12 апреля) 1838 года в с. Безводном Нижегородского уезда Нижегородской губернии в семье старообрядцев, приемлющих священство Белокриницкой иерархии.
Работал кузнецом, позднее принял иноческий постриг и позвизался в одном из окрестных скитов. 28 марта 1893 г. архиепископом Савватием и епископом Кирилем Нижегородским был рукоположен во епископа на Казанскую и Вятскую кафедру. Скончался 27 марта (9 апреля) 1912 года в Казани.
Из журнала "Братское слово", 1896 г.
Бывший храм в с.Безводное. Северная сторона
Речь здесь шла об устройстве в селе Безводном Нижегородской губернии по сути раскольнического скита. Дело началось с того, что здесь образовалась община австрийцев, которая под руководством монаха Иоасафа быстро собрала значительную сумму для строительства громадного здания церкви. Высшее правительство разрешения на постройку не давало, тогда они обратились к своему покровителю, нижегородскому губернатору, который и дал им словесное разрешение на строительство. В результате появилось двухэтажное каменное здание. По официальной версии — это фабрика местного кустарного промысла, на деле — раскольничий скит.
В нижнем этаже располагалась церковь, полностью соответствующая устройству православного храма — с папертью, трапезной, алтарем, жертвенником, иконостасом и т.д. В верхнем этаже были устроены просторные, поместительные кельи, в которых обитали раскольнические монахи, иеромонахи, схимонахи. Богослужения отправлялись в полных облачениях. Никаких гонений на этот скит со стороны официальных властей не было. Но этот скит, однако, имел еще одно предназначение: он стал местом для подготовки раскольнических начетчиков. На несколько месяцев они приезжали сюда для прохождения практического и теоретического курса.
Автор с негодованием говорил: "Понятно, что с таким специальным назначением раскольнический безводненский скит представляется учреждением, крайне вредным для православного российского государства. Он - благополучно устроен, существует и процветает с ведома и даже под покровительством гражданской власти. Это ли гонение на раскол, оплакиваемое раскольнической газетой?"40. В этой же статье обращалось внимание на дополнительные факты о строительстве раскольнических храмов, скитов и другие примеры распространения и укрепления раскола в Нижегородской губернии.
Ершова О.П. Старообрядчество и власть. Гл.2. Взаимоотношения старообрядцев с государством и официальной церковью.Часть 1
План храма в с.Безводное
|