Главная » 2009 » Июнь » 8 » Бурнос Т. Заповедник русского языка на Украине
15:45
Бурнос Т. Заповедник русского языка на Украине
Русским здесь быть не стыдно, а наоборот - обыденно и естественно. Возможно, именно тут единственное место на Украине, где всех поголовно не принуждают говорить по-украински, да и малочисленный «куст» украинцев предпочитает мове - «великий и могучий».
 
 
 
Старообрядцы села Пилипы-Хребтиевские
 
Русский дух здесь ощущается во всем: русые окладистые броды, рубахи навыпуск, подпоясанные пояском, женщины исключительно с покрытыми головами, даже на огороде… В Киеве уже давно не встретить того, на что здесь никто не обращает никакого внимания: средняя школа с русским языком преподавания всех без исключения уроков. Быт такой же, будто вы попадаете в среднестатистическое село Орловской или Курской губернии, откуда, собственно, и вышли предки местных жителей. Правда, перебрались они в эти живописные места украинского Подолья лет 300 назад и, отнюдь, не по своей воле. Крестятся двоеперстием, а имя Иисус пишут одним «и».
 

Потому что они – русские старообрядцы, последние из могикан Великой Древней Руси.

- Питайтеся, православные! – приглашает к трапезе бородатый активист местной общины Иосиф, нажимая на гласные, как говорят в средней полосе России.
 

Он утверждает, что его жизнь в селе с витиеватым названием Пилипы-Хребтиевские идет по укладу, который заповедовали ему его предки. Эта связь между прошлым и настоящим ни разу прерывалась.

А вот про будущее старообрядцы говорят неохотно:

- Все должно идти, как Бог даст…

Главное же в этом принципе, который сопровождает и формирует всю их жизнь, - будь-то общение с иноверцем, или приготовление пищи, это строгое соблюдение всех религиозных правил и обрядов, которыми насыщен повседневный быт старообрядческой общины.

- Не курить, не пьянствовать… - хитро щурится Иосиф и поправляется: - Не злоупотреблять спиртным, вести, как это модно сейчас говорить, здоровый образ жизни. Только у нас он здоровый, потому, что мы верим в Бога, а от этого и тело стараемся блюсти в чистоте.
 
 
Старообрядческий Архиепископ Киевский и Всея Украины Савватий освящает колокола, которые подарил один из известных украинских футболистов, выходец из старообрядческой семьи
 
Очень легко провести параллель между жизнью крестьян в древних русских былинах и жителями этого села - миловидные женщины, крепкие и статные мужчины, многодетные семьи, ухоженные дома… Похоже, именно так выглядела когда-то обычная русская семья. Конечно, никто здесь не чурается научно-технического прогресса - сотовые телефоны и холодильники есть у всех. А вот телевизор старообрядцы стараются не смотреть. И не потому, что это может быть неугодно Богу, а просто ни к чему в селе драгоценное время зря переводить на рассиживание перед телеящиком.

Жизнь на отшибе и бывшей русской империи, и джунглей Амазонки, и в тайге на Аляске приучила старообрядцев к смекалке и выживаемости. Но совершенно невозможно выведать у кого-то из них, когда им жилось лучше – при новой украинской помаранчевой власти, или при старой - советской. На все подобные вопросы звучит один ответ:

- Слава Богу за все! Были гонения, но выжили же, и на этом слава Богу! - говорит Яков Викулов, которого в его 52 года можно принять за великовозрастного юношу. Посты и молитвы, по словам Якова, лучшая диета для человека. - Что такое диета, если по современному брать? Воздержание тела, но без пользы для духа. Нам так нельзя. В земь все равно уйдем, поэтому дух – это наша вера и наша молитва, как заповедовали нам наши отцы 300 лет назад.
 
 
По старинке в селе воду носят из колодцев. Мужчины на улицы выходят, подпоясанные пояском, женщины на головах носят платок. Такой формой одежды здесь удивить кого-то сложно
 
Но поближе познакомившись с Яковом, можно-таки узнать некоторые проблемы этого сообщества, которые, впрочем, характерны и для большинства других сел и Украины, и России.
 
 

- Не строили хлопцы в этом году релю, - говорит Яков, и городскому жителю ни за что не понять, какой трагический смысл заложен в этих словах. Реля – высокая, с трехэтажный дом, самодельная и нехитрая качель, постройка которой требует определенной сноровки. Возводят ее накануне Пасхи и в древних традициях – все трущиеся соединения на столбах должны быть только из коры. Никаких гвоздей и железа. Вместо веревок – тонкие прутья.

Этому развлечению в селе уделяют особое внимание. Для старообрядцев - это символ того, что все сущее имеет свое начало и конец.

- Где еще парни с девчатами познакомятся, чтобы и не в церкви, и на глазах у родителей? Только на рели! Это наш «сельский клуб», - вновь вступает в разговор Иосиф - А теперь в селе мало молодежи. Все подались в города. Многие в Россию вернулись - кто учиться, кто искать работу.

Иосиф загибает пальцы:

- Еще пару лет назад в нашем селе насчитывалось 700 старообрядцев. Сегодня уже не больше 500 осталось. Нет молодежи - нету рели - нету свадеб… Все это звенья одной цепи.

Старообрядцев всегда отличала смекалка в быту и жизни. Возможно, поэтому, еще сотни лет назад главными промыслами, неплохо кормившими, они избрали отнюдь не трудозатратное выращивание картофеля и свиней, чем традиционно занимались всегда в соседних украинских селах. Они с гордостью говорят, что во все времена каждый второй килограмм чернослива и сухофруктов на московских рынках - был из их села.

- Это наш главный промысел! В каждой усадьбе был сад и специальные печи сушилки. В советское время в сезон на нас вся местная милиция поднималась - выставляли пикеты на дорогах, чтобы пресекать «спекуляцию», но мы все равно доставляли сухофрукт в Россию, - С пафосом говорит бородатый местный житель по имени Иван.

То, что милиционеры находили в машинах, корзинках, повозках – просто высыпали на землю и топтали. Но старообрядцы ушлые люди. Иногда по одному пути пускали караван-приманку, а по тайным тропам подвозили товар к поездам и самолетам. Бородач с воодушевлением рассказывает, как через проверенных проводников передавали сумки с черносливами даже в Норильск, Мурманск и Магадан…

- Честное слово, не вру! Был случай, отбывал как-то в ссылке наш местный батюшка, где-то под Магаданом, во время новых сталинских гонений на веру после Великой Отечественной. Пришел он в один из дней на местный базар, смотрит, а там наш пилиповский черносливом торгуют! - с жаром и улыбкой рассказывает легендарную историю Иван.

Теперь пилиповцы и рады бы возобновить былые подвиги, но Москва для них - истинно русских граждан Украины - далекая заграница с таможнями и пограничниками. Да, и конкурировать местному черносливу с турецким или среднеазиатским теперь не под силу.
 

Есть и еще одна причина, по которой Москва навсегда останется без старообрядческого чернослива. Поговаривают, что все участки возле Днестра вместе с плодоносными колхозными фруктовыми садами, давно уже выкуплены предприимчивыми депутатами из Верховной Рады – и из пропрезидентской «Нашей Украины», и БЮТа, и «Партии регионов». Коренным жителей оставили лишь скромные приусадебные наделы. Впрочем, это мало растаивает пилиповцев. В воскресный день женщины в сарафанах и мужчины в кафтанах идут в церковь и привычно поднимают глаза к иконам и крестам.

- В этом наша жизнь, - говорит местная бабка Агафья, - пусть забирают все. Наша вера и наша история – это путь лишений. По-другому никак нельзя…

Возможно, она права, только на Святую Троицу будет пустовать та поляна, где раньше для молодежи строили релю.

Киев - Пилипы-Хребтиевские

Тарас Бурнос
 
Фото автора
Категория: Новости из общин | Просмотров: 2430 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 2
0
"Мальчик хочет в Тамбов". "Мальчик хочет в Магадан". "Мы на горе всем буржуям, мировой пожар раздуем".

Ирина Петровна, не писал бы Вам, если бы Вы "от мовы не млели".


0
2 samstar2   [Материал]
Уважаемый Евгений!

Во-первых, я не Петровна, а Георгиевна, если уж хотите политес соблюсти. Во-вторых, речи Ваши столь глубокомысленны, что скудным своим разумом я их постичь не могу. Мне жаль, но следующие подобные комментарии мне придется удалять, а то читатели решат, что сайт подвергся спамерской атаке фирм звукозаписи.


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]