Сплоченные общины русских старообрядцев за столетия пребывания на молдавской земле всегда хранили обычаи отцов и дедов. Поэтому и смогли сохранить свою уникальность в современном мире унифицированных жизненных стандартов.
В XVII веке во времена русского царя Алексея Михайловича, по его приказу, патриарх Никон начал исправлять богослужебные книги и некоторые обряды, чтобы унифицировать их с православием других стран. Делалось это для того, чтобы Алексей Михайлович "стал царем православного мира", а Никон превратился во "вселенского патриарха". Реформа встретила сильное сопротивление среди русского духовенства и миллионов православных, не захотевших отказаться от обычаев своих отцов.
Власть начала пытать и преследовать несогласных и, чтобы сохранить исконно православную веру, ее последователи (иногда целыми деревнями) бежали за рубеж - некоторые в Польшу, Прибалтику и Швецию, другие в Дунайские княжества, включая Молдову, а кто и в Турцию, на Кавказ или еще дальше.
Так на молдавской земле в конце XVII века появились первые старообрядческие села, где жили беглые русские крестьяне и мещане. Местные жители называли их липованами, так как селились русские старообрядцы в глухих лесистых местах, где, говорят, в те времена росло много липовых деревьев.
Если вдуматься, то это была самая первая и довольно многочисленная "волна русской эмиграции", вызванная фактически бредовой идеей власть предержащих. Но у них ничего не получилось: Никону клобук вселенского патриарха не обломился, а Алексей Михайлович так и остался русским царем ординарного розлива. Но дров они - в смысле человеческих судеб - наломали много.
Самые жестокие и длительные - примерно в течение десяти лет - репрессии против старообрядцев отмечены историками во времена Петра I. Тогда около 40 тысяч казаков под предводительством атамана Некрасова ушли в пределы Османской империи, часть осела в Молдове (тогдашней Бессарабии). В этот период в низовьях реки Днестр и начали возникать поселения казаков-некрасовцев. Именно липоване и некрасовцы составили большую часть старообрядческих общин, которые существовали в эти аремена на территории Молдовы.
После присоединения Бессарабии к России местные старообрядческие общины пополнялись переселенцами из турецких земель и внутренних губерний Российской империи, они и составили значительный процент местного населения.
Переселенческая традиция продолжилась и в советские времена. В довоенные годы (когда Бессарабия входила в состав Румынии) здесь скрывались от преследований Советской власти многие видные старообрядцы, издавались историко-богословские труды, проходили старообрядческие съезды. Отсюда родом и некоторые известные священнослужители русской старообрядческой церкви, например архиепископ Московский и всея Руси Никодим.
Нужно сказать, что и при королевской Румынии, и в годы существования СССР русским старообрядческим общинам в Молдове было очень нелегко, их продолжали преследовать по разным причинам, но они упорно сохраняли веру и обычаи дедов и отцов.
В настоящий момент на территории современной Молдовы к последователям Русской православной старообрядческой церкви себя причисляют 140 тысяч человек. Здесь функционирует три сельских и четыре городских прихода, подчиняющихся Московскому патриархату (Московской Митрополии Русской Православной старообрядческой Церкви - прим. "Самарского староверия"). В каждом приходе построена своя церковь, есть и православный старообрядческий женский монастырь возле села Кунича.
Иногда старообрядцев обвиняют в упрямстве, истовом следовании религиозной традиции: мол, по-прежнему крестятся двумя перстами, старики носят длинные бороды и подпоясывают рубахи широкими поясами, в церквях поют только мужчины. В церковь мужчины ходят традиционно в пиджаках с длинными рукавами, а женщины, - закутавшись в платки. Представителей других ответвлений христианства на службу не пустят – антихристам здесь не место!
Но именно такая принципиальность и позволила старообрядцам поностью сохранить таинство и красоту древних религиозных и народных обрядов, а их правильному русскому языку могут позавидовать многие современные жители Российской Федерации. И как царские, королевские и советские власти не искореняли обычаи староверов, ничего у них не получилось. Уж нет и Российской империи, и королевской Румынии, и канул в Лету СССР, а русские староверы по-прежнему идут на молитву в свои церкви, построенные в старорусском стиле.
Когда староверы поселились в Молдове, они приобрели земли у бессарабских помещиков и начали успешно заниматься сельским хозяйством. В староверческих селах бедных и богатых нет, здесь все живут в достатке. Во времена Советской власти их насильно согнали в колхозы, а земли отобрали. В независимой Молдове староверы при разделе колхозной земли получили причитающиеся им наделы, которые были намного меньше отобранной у них земли: например, отобрали 20 гектаров, а отдали 60 соток. Но все свои силы старообрядцы отдавали сельскому хозяйству, растили богатые урожаи и потихоньку выкупили свои земли у окрестных крестьян из молдавских и украинских сел, да еще и новых земель прикупили.
Сейчас русские староверческие села – это процветающие сельскохозяйственные регионы Молдовы. Например, в селе Покровка на севере страны почти в каждом дворе стоит микроавтобус, построено фруктохранилище. Село газифицировано и телефонизировано, есть кабельное телевидение и мобильная связь. Как в шутку жалуются покровчане, «все у нас есть, кроме выходных». Работают, как верят – истово. И результат налицо: в регионе кризис перепроизводства фруктов и ягод. В сезон сбора урожая перекупщики из соседней Украины, а также из России не успевают подгонять и загружать фуры-рефрежераторы, отправляя в самые далекие российские регионы, даже за Урал, малину, яблоки, сливы, выращенные в садах русских старообрядцев.
А какие здесь природные пейзажи, монастыри, скальные пещеры, интересные места для археологических экспедиций! Какая знатная рыбалка в здешних краях и великолепная кухня, блюдами которой потчуют гостей русские староверы. Ну а побывать в их баньке, истопленной «по-черному», - это прост начало новой жизни!
Кто бы в нашей стране озаботился мыслью о том, что все эти – без преувеличения – «золотые россыпи» можно превратить в зону «русского туризма», где наяву увидешь многие истинно народные русские обряды, порой давно забытые на исторической Родине.
|