Австрийский император Фердинанд I Габсбург (1793-1875) сыграл выдающуюся роль в истории старообрядчества. Современный венский ученый Михаэль Крамер, изучающий историю взаимоотношений старообрядчества и императорской власти, так характеризует этого государя: «Император Фердинанд I был глубоко верующим, милосердным и добросердечным человеком, и для него исполнение роли правителя было, конечно, долгом, но и тяжелым грузом. Он с большим удовольствием предавался своим многочисленным личным интересам – как художник, музыкант и ученый… Тем больше была личная популярность императора, прозванного «Добрым» (der Guetige), поскольку народ умел видеть разницу между ним и частью нелюбимых министров и членов государственной конференции».
Парадный въезд в императорский дворец Хофбург
В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона император охарактеризован так: «Характера Фердинанд был мягкого, доброго, спокойного, но до последней степени вялого и нерешительного. Он тяготился делами, совершенно ими не интересуясь и мало в них понимая. Составилось своего рода регентство из Меттерниха, Коловрата и эрцгерцога Людвига, которое и правило империей, а Фердинанд подписывал все бумаги, какие только ему подавались».
Бюст императора Фердинанда I в Художественно-историческом музее
При правлении Фердинанда, начавшемся в 1835 году, староверам было дозволено учредить архиерейскую кафедру при Белокриницком монастыре на Буковине и пригласить на нее епископа. Таким епископом, как известно, по Божьему промыслу стал митрополит Амвросий. Он бывал в Вене, подавал прошения на имя императора и даже был на торжественной аудиенции у Фердинанда, который лично даровал святителю австрийское гражданство. И это при том, что Министерство иностранных дел настаивало на насильственном выдворении митрополита из Австрии! Но, как пишет Михаэль Крамер, «император не позволил этому свершиться и настоял на праве Амвросия оставаться на территории австрийской монархии. Это объясняется также и тем, что он сам дал права старообрядцам и разрешил им привести епископа».
Впоследствии, когда русское правительство, угрожая Австрии разрывом дипломатических отношений и даже войной, требовало закрытия Белокриницкого монастыря и упразднения митрополичьей кафедры, император, которого интересовала личность Амвросия, сам занялся решением этого сложного вопроса. Несомненно, Фердинанд с сочувствием относился к старообрядческому митрополиту и его пастве. Кстати, существует легенда о том, как староверы спасли от разбойников молодого принца Фердинанда, охотившегося в окрестностях Белой Криницы. К сожалению, это только легенда…
Как бы то ни было, Фердинанд сам рассматривал дело Амвросия. Михаэль Крамер пишет: «если, однако, император все же вмешивался в государственные дела, которые вызывали у него личный интерес, – таков был случай митрополита Амвросия, – то он делал это с удивительным умом и пониманием».
Возможно, святителю удалось бы избежать высылки из Белой Криницы и участи изгнанника, если бы Фердинанд I и далее оставался на троне. Но революция 1848 года и восстание в Венгрии заставили императора отречься от престола. Он был утомлен политическими бурями и измучен тяжелой болезнью (эпилепсией). Не имея более сил для управления огромной державой, каковой была тогдашняя Австрия, он отрекся в пользу своего племянника Франца Иосифа I. После отречения Фердинанд жил с супругой Марией Анной Савойской в своих поместьях и в Праге, занимаясь сельским хозяйством, к которому всегда чувствовал склонность.
Умер бывший император 29 июня 1875 года и был похоронен в Вене, в родовой усыпальнице Габсбургов при монастыре капуцинов. Сейчас мраморная гробница Фердинанда реставрируется.
Гробница императора Фердинанда I
Дмитрий Урушев (Вена-Москва) |