Его совершают каждый год ученики Земгальской школы, а итоги централизованного экзамена по русскому языку не проверяются министерством образования – настолько велико доверие к преподавательнице Марии Самсоновне Романовской.
Она стала победителем республиканского конкурса на звание лучшего учителя русского языка и литературы. Заключительной частью этого заочного соревнования, где главным показателем является уровень преподавания словесности и успеваемость учеников своей школы, является показательный урок в одной из престижных гимназий столицы.
Набоков – это не только “Лолита”
Спрашиваю у Марии Самсоновны, каково же было ей, сельской учительнице, чувствовать себя перед коллегами и рижскими двенадцатиклассниками.
– Нормально, слава Богу есть стаж и многолетняя подготовка, участие в международных семинарах, выступления на симпозиумах в России, где специалисты высочайшей категории не дадут сбиться на пересказ набивших оскомину штампов, – сказала Мария Самсоновна, каждый день отмеряющая на маршрутном автобусе путь от города и обратно в районную школу которая стала за многие годы родной. Скажем, что заключительный аккорд конкурса прозвучал победным для Романовской.
Она предложила тему, которая и для литературоведа звучит интригующе: “Идейное своеобразие рассказа Владимира Набокова “Рождество”. Отсылаем поклонников таланта Набокова, знающих о нем только как об авторе “Лолиты”, к названному рассказу и скажем следующее. Старшеклассники сельской школы, где с величайшим энтузиазмом работает не одна только Мария Самсоновна, очень хорошо знакомы с творчеством классиков русской литературы. Настолько, что когда учительница русского языка предлагает сделать инсценировку по тому или другому произведению, то от желающих участвовать нет отбоя.
Что особенно при этом подчеркивает Мария Самсоновна, так это мультикультурный состав учеников. В семьях говорят на польском, латышском и других языках, но звучит и русский. Причем на нем – правильном по построению фраз и произношению слов – общаются и дети, и взрослые. Это не пришло само собой, а явилось из школы. И не без участия Романовской. Правда, она склонна отрицать этот факт, утверждая, что носителями исконно русского языка являются в ее среде не только этнические русские.
Так сложилось в бывшей Деменской волости, на стыке границы с Литвой и поблизости с Беларусью, что здесь не произошло смешение языков и не употребляется некий слэнг, ошибочно называемый в нашей округе диалектом. Это не латгальский язык, к которому школьники относятся с уважением и усердно учат латышский, на котором говорят и пишут отменно. Это отмечают в вузах, куда успешно поступают выпускники Земгальской школы.
Клава и другие
О степени подготовки к учебе школьников в высших учебных заведениях можно судить по их научным работам. Они представляются на конкурсах, где питомцы Марии Романовской выступают с неизменным успехом. Но чтобы он пришел, нужна не только светлая голова, но и внушительная база – фундаментальные работы, справочники, наконец, ресурсы Интернета. Все названное доступно старшеклассникам.
- Скажем за это огромное спасибо директору школы Александру Петкевичу, который из того минимума средств, какие дают, выкраивает деньги для приобретения учебной литературы, – говорит Мария Романовская. – Когда я возвращаюсь из поездок, всегда везу столько книг, что чемоданы и рюкзак становится едва подъемными. Последние исследовательские работы сельских школьников посвящены лексике, связанной с компьютерами. Кроме русской “клавы” – клавиатуры, есть еще несколько заимствований из русского языка.
Но не так много, как из английского. Каково происхождение иностранного слова, что оно обозначало первично, как стало многозначным, почему не нашло синонима в родном русском или латышском языках? Ответы на эти вопросы даст далеко не каждый столичный школьник, выбравший себе похожую тему, которая будет интересна не только для углубленно изучающих язык и литературу. А в Земгальской школе знают, что искать концы нужно не в классических словарях, а в регулярных выпусках лексических толкований Оксфордского университета. Тогда и русский новояз становится понятен. Иное дело, что одни – особенно старшее поколение – не приемлют с первого раза обновленный до неузнаваемости словарь молодежи, а потом повторяют вслед за Хиллари Клинтон – перезагрузка.
Интересны для учеников и путешествия в прошлое русского языка. Почему, например, мы говорим один год, два, три четыре года, а потом – пять лет и далее до девяти? Оказывается, кроме единственного и множественного числа было и еще одно. Какое – узнайте сами, если вы любознательны. А мы скажем, что клуб “Что? Где? Когда?” принял вопрос для знатоков, присланный из Земгальской средней школы. Той самой, где работает с полной отдачей влюбленная в свой предмет Мария Самсоновна Романовская, уроженка нашего края, происхождением из старообрядческого рода, где чистоту русского языка блюдут, как веру.
Владимир Рудой
Автор: "Экспресс Неделя D"
8 июля 2009 года |