После долгих десятилетий, проведенных на чужбине, старообрядцы стали возвращаться домой, в Россию
Даже Уругвай их не изменил
…В центре современной Москвы Капитолина Бодунова похожа на гостью из прошлого. Ее старинный сарафан в пол и русский платок на голове выбиваются из джинсово-маечного потока московской подземки. Капитолина сразу оказывается в центре внимания – народ не стесняясь разглядывает «чудной прикид», как она держит голову, как степенно идет. А вы попробуйте в таком наряде мчаться, распихивая всех локтями… Вряд ли кто угадает, что это повседневная одежда Капитолины. Просто за последние 300 лет в ее старообрядческой семье ничего не изменилось: говорят, одеваются и молятся они так же, как делали это еще при царях.
Несмотря на свой несомненно русский вид, Капитолина – иностранка. Родилась в Боливии, жила в Аргентине, в Россию приехала из Уругвая. В Москву Капитолина выбралась «на разведку». Заодно привезла свои картины, за которыми уже выстраиваются в очередь коллекционеры. Ее стиль – русский наив – сейчас модный тренд.
Дом Капитолины – в Ла-Питанге, уругвайской деревне, где после десятков лет скитаний осели русские староверы. В 1917 году их предки, опасаясь репрессий, бежали в Китай, где дождались другой революции – Великой китайской, от которой тоже сбежали – в Южную Америку, расселившись по уединенным деревням Бразилии, Боливии, Аргентины, Чили и Уругвая. После долгих лет чужбины староверы потянулись домой, в Россию.
Не пьют, не курят, работают 6 дней в неделю
– Я всегда знал, что мы вернемся. Не сам, так мои дети или внуки эту мечту все равно осуществят, – сказал мне Василий Реутов, который прибыл в Россию в числе первых 30 староверов. Его отец и дед ни разу не были на родине предков, знали о ней только по рассказам прадедов. Василий утверждает, что ему с детства снились горы и леса, где водилось вдоволь дикого зверья, а реки кишели рыбой… Поэтому вопрос, куда ехать, перед ним даже не стоял. Лаулю – поселок на севере Приморья, который обживали еще древние староверы.
– Они – практически идеальные переселенцы. Не пьют, не курят, работают 6 дней в неделю, пашут, сеют, ни на какую госпомощь не претендуют – они даже детские пособия и пенсии в большинстве своем не получают – считается, это деньги «ни за что», поэтому и брать их грех, – пояснил директор фонда «Русское зарубежье» Виктор Москвин. – К тому же они хотят заселиться на свои исконные земли, большая часть которых сейчас просто заброшены и не обрабатываются.
Россия позвала староверов домой устами советника посольства России в Уругвае Дмитрия Белова.
– Я первый раз к ним приехал – как в сказку попал, – рассказал мне Дмитрий. – Мальчишки на улице играют в лапту, при встрече кланяются в пояс, женщины – в сарафанах и кокошниках, мужчины – с бородами и в косоворотках. Сами шьют себе одежду – в магазинах, ясно, такой не купишь. Обороты речи у них в основном старинные: вроде и по-русски, а не всегда и поймешь, о чем речь. Первый раз мы их спросили: может, чем помочь? Они попросили сказок на русском языке. Детей-то они в школы не отправляют, сами учат, а из учебников у них – только «Молитвослов» да Псалтирь. Зато их они знают назубок.
Как приехал, купил российский флаг
Через несколько месяцев первая «партия смелых» отправилась из Уругвая на историческую родину. Уже по прибытии разбились на две группы – семья Василия Реутова осела в Приморье, а Данилы Зайцева – в Красноярском крае. Семья в староверском понятии – это человек 50: дети, внуки, невестки, зятья. Селятся в соседних домах и подчиняются старшему.
– И какого лешего вы сюда едете? – недоумевают местные жители, намекая на сытое житье за границей и отечественные трудности. И действительно, новым жильцам поначалу предложили… работать скотниками в колхозе за зарплату в 3800 рублей. Позже, правда, разобрались в психологии «вольных людей» и выделили семье Реутова 660 гектаров заросшей бурьяном земли и два заброшенных домика в поселке Дерсу (бывший Лаулю), а Зайцевым повезло еще больше – их поселили на территории, прилегающей к Саяно-Шушенскому биосферному заповеднику в тайге.
– Сейчас мы оформляем землю, документы и прописку – честно говоря, не думали, что это такая сложная процедура. В Уругвае всё занимает несколько дней, здесь – месяцы и даже годы, – посетовал Василий Реутов. – Но мы не жалуемся и ни на кого не обижаемся, живем, как Бог велит, молимся о лучшей доле. Домики подремонтировали, а вот с урожаем в этом году скорее всего будет плохо – все залило дождями. Местные говорят, за последние 50 лет столько осадков в сезон не выпадало.
До Зайцевых не дозвониться – в их глухой тайге мобильная связь не ловит и телефонные кабели туда не проложены. Связь с «большой землей» – лишь радиоэфир дважды в день. Для староверов это благо. Телефоны, телевизоры, Интернет – все это, они считают, ни к чему.
– Некоторые уже живут «по слабости», – чудно поясняет Капитолина. – Телефоны энти ручные завели, аппараты заснимающие. Но все это не приветствуется. Мне, чтобы картины продавать, нужна интернет-связь. Я для этого специально в город езжу – дома компьютера нет и, наверное, не будет.
Данила Зайцев, видимо, всем доволен. По крайней мере, первое, что он сделал на новом месте жительства – купил российский флаг. Сказал, повесит на забор, пусть это и выглядит немножко по-иностранному: в России эта патриотическая привычка еще не прижилась.
Импортеры «исконно русского»
– Если честно, я езжу к ним отдыхать душой, даже дачу рядом поставил, – поделился директор заповедника Александр Рассолов. – И как директор заповедника я ими доволен: обращаться с природой у них в крови, они этим живут. Планирую со временем туризм наладить – уже сейчас много желающих посмотреть на исконно русский быт, послушать чистую русскую речь. И потом, многие из них мастера делать поделки – шкатулки, скатерти, занавески, салфетки с национальным колоритом. Если у них в Южной Америке все это раскупали с удовольствием, в России тем более желающие найдутся.
В общем, «староверская древность» как раз оказалась на пике моды. Взять тот же экотуризм и производство экологически чистых продуктов: меда, творога, сметаны, молока, мяса, овощей – староверы отвергают всякую химию.
Как устроится первая группа переселенцев – от этого зависит, потянутся ли за ними остальные. «Возвращенцы» регулярно шлют через океан новости тем, кто остался в Уругвае. – Я получил российский паспорт еще в начале 1990-х – в Боливии мне его оформили за 300, кажется, долларов, а остальные наши имеют пока только вид на жительство, паспорта им выдадут через 3 года проживания в России, – рассказал Василий Реутов.
– Это, конечно, абсурд, – сознается советник посольства России в Уругвае Дмитрий Белов. – Уж кто русские люди и россияне, так это, конечно, они. – В Россию переезд далекий, с дитями боисся рисковать, надо все хорошеньче взвесить, – красочно выговаривает Капитолина. И перечисляет имена своих детей: Федора, Серафима, Иллия.
Капитолина еще не знает, переберется ли сюда всей семьей, но на своих картинах рисует снег и красавиц из русских народных сказок
Римма Ахмирова
Фото Андрея Струнина
|