«Она уж развалилась...»
В номере ННГ от 22 июля была помещена статья о восстановлении старинной церкви в деревне Холынья на берегу Меты. Оценивая значимость этого факта, всё-таки хотелось бы обратить внимание также на малоизвестные, к сожалению, памятники духовной культуры Новгородчины, которые не попали в поле зрения меценатов и спонсоров по той простой причине, что они никогда не принадлежали «титульной церкви». Речь идёт о церквях и молитвенных зданиях, построенных староверами и в свое время являвшихся духовными центрами новгородского старообрядчества.
Далеко за примером ходить не надо. Та же Мcта в своё время была весьма густо заселена старообрядцами-«беспоповцами». Староверы проживали в таких деревнях, как Дубки, Горки, Барашиха, Лекалово, многие представители древлеправославия жили в Новоселицах, Бронницах, и других деревнях.
Дубки и Горки играли весьма важную роль в духовной жизни староверов Маловишерского района. До сих пор в этих крупных деревнях проживают потомки старообрядцев. В Дубках находился большой деревянный старообрядческий храм с колокольней. В советское время храм повторил судьбу большинства подобных построек, причём в качестве действующего он пережил даже 30-е годы и закрыть его властям удалось только в конце 50-х. После закрытия в нём был устроен молочный пункт, а затем склад. В начале 90-х годов предпринимались попытки восстановить храм, но к тому времени не нашлось достаточных средств на это. Сейчас храм находится в плачевном состоянии, о чём можно судить по фотографии.
Свои моленные были и в других населенных пунктах области: в яму Бронницы, Мшаге, в деревнях Лучки и Костково Валдайского района и многих других. В яму Зимогорье, что под Валдаем, моленная, принадлежавшая староверам «федосеевского» согласия, располагалась напротив синодальной церкви и как бы соперничала с ней своим внутренним убранством, древними иконами и книгами.
Очень хотелось бы привлечь внимание общественности к проблеме сохранения как самих этих памятников духовной культуры Новгородской земли, так и хотя бы памяти об уже утраченных нами староверческих храмах и моленных.
В последнее время всё чаще звучат голоса о возрождении духовности и веры, но, к сожалению, в большинстве своём эти голоса выражают заботу только о патриаршей церкви. Однако нельзя забывать, что исторически Россия была и остаётся многоконфессиональной страной, а староверие является исконной верой наших предков. Тем более, что и в наше время на новгородской земле старообрядчество активно продолжает свою духовную жизнь.