Издавать сборник собственных статей – всегда большой риск. С одной стороны, автор может услышать упреки в желании создать себе «памятник нерукотворный» еще при жизни. С другой – публицистика даже с историческим уклоном – вещь скоропортящаяся, и читатель может получить несвежий продукт, обсуждавшийся уже лет десять назад.
К счастью, историк Дмитрий Урушев удачно избежал этих опасностей, и перед нами лежит неплохой сборник статей о старообрядчестве. Нужно сказать, что людей, которые могут популярно и в то же время серьезно писать о староверии, мало. И это издание не будет «одним из многих». Оно практически не имеет конкурентов.
Судите сами, может ли человек, интересующийся историей старообрядчества, найти современные материалы о нем «без гнева и пристрастия»? Пожалуй, нет. Ведь с обеих сторон публицисты скорее занимаются извлечением соринок из глаз оппонентов и доказывают правоту старого или нового обрядов.
Безусловно, есть и качественные научные работы по отдельным вопросам, есть и обобщающие монографии, но нет текстов современных старообрядцев, которые могут описать ситуацию в Церкви не через призму конфликта с никонианами, а саму по себе.
Статьи Дмитрия Урушева представляют прекрасный пример положительной публицистики. Всякий, кто откроет сборник, увидит, что ценность староверия не в борьбе с преследованием светских и духовных властей, не в хранении старого обряда как такового, а в особом религиозном опыте, который самодостаточен и не нуждается в постоянной борьбе с представителями других Церквей или государством.
Не случайно сборник имеет подзаголовок: «История старообрядчества в событиях и лицах». Перед нами краткая самостоятельная история староверия, а не рассказ о борьбе. Хотя, конечно, в такой книге нельзя обойтись без упоминания о трагических страницах русской истории, когда людей преследовали только за то, что они ходят «не в ту церковь».
Но эта история борьбы и страдания не является главным содержанием книги, а лишь представляет собой фон, на котором разворачивается жизнь и судьба разных людей: от протопопа Аввакума до недавно скончавшегося Митрополита Андриана (Четвергова).
К сожалению, в книге уделено мало внимания современному состоянию Русской Православной Старообрядческой Церкви. Отчасти это объясняется тем, что автор – историк, которому более интересны судьбы раннего старообрядчества, чем его современное состояние. В этом смысле книга Урушева напоминает классический учебник по церковной истории, где много говорится о прошлом и кратко – о настоящем.
Между тем история старообрядчества в советский период – тема практически не раскрытая, но любопытная для всех, кто интересуется историей церковно-государственных отношений. Часто можно услышать, что основной удар гонений богоборческой власти приняла на себя Русская Православная Церковь, в которой за последние два десятилетия прославлен целый сонм новомучеников. Но ведь и другие христианские конфессии претерпели от большевиков. Есть неплохие работы о судьбах католиков и протестантов в советские годы, но староверы и их судьбы в этот период пока не нашли своего историографа.
Впрочем, это нисколько не умаляет заслуг автора сборника. И то обстоятельство, что все статьи Дмитрия Урушева были опубликованы в разных периодических изданиях, не снижает ценности книги. Дело даже не в том, что тексты, собранные под одной обложкой, производят совсем другое впечатление, и читателю не приходится выискивать статьи в бумажных и электронных версиях разных журналов и газет, а в том, что в современной России книге Урушева нет альтернативы.
Андрей Зайцев
|