– Владыка, Вы уже более трех лет являетесь предстоятелем РПСЦ. Как Вы оцениваете этот период Вашего первосвятительства? Чего удалось достичь, и какие первостепенные задачи стоят сейчас перед Старообрядческой Церковью в России?
– Во-первых, хочу поблагодарить Вас, уважаемый Александр Владимирович, за внимание Вашего Интернет-портала "Религия и СМИ" к старообрядчеству, а также за объективные и взвешенные комментарии по вопросам религиозной жизни России.
Теперь постараюсь ответить на Ваши вопросы.
Предложение об избрании меня митрополитом в 2005 году для меня было неожиданным, я тогда не был готов к столь серьезному и ответственному служению. Но, смиряясь с решением Освященного Собора и уповая на помощь Божию, я тогда дал согласие на свое избрание митрополитом.
Три года – это небольшой срок по меркам церковной истории, но ускоренный ритм современной жизни требует активного участия в решении вопросов управления сложным организмом Церкви.
За это время мне, естественно, пришлось приобретать опыт в этом ответственном служении, знакомиться с положением дел в Церкви, встречаться с представителями властей и выстраивать взаимоотношения с другими конфессиями.
В первую очередь хотелось бы посетить основные приходы всех епархий. Недавно состоялась поездка в Уральскую епархию, где в одном приходе был освящен построенный храм, в другом освящено место для возведения храма. На днях мы вернулись из Казанско-Вятской епархии, где по сложившейся традиции, восстановленной владыкой Андрианом, прошел Великорецкий крестный ход, в котором как обычно приняли участие старообрядцы из разных мест России и ближнего зарубежья. Сейчас намечаются поездки в Сибирь и на Украину.
В целом можно отметить, что в настоящее время наша Церковь развивается, появляются новые приходы, обучаются и поставляются священнослужители, увеличивается число крестных ходов, в которых участвует много молодежи, собираются научные конференции по вопросам старообрядчества, проводятся вечера духовных песнопений и т.д.
Сегодня Церковь обрела долгожданную свободу, возможность развиваться и проповедовать истину.
Отношение властей к старообрядцам сегодня благосклонное, как член совета по взаимоотношению с религиозными организациями при Президенте РФ, я могу сказать, что власти проявляют неподдельный интерес к старообрядчеству, которое в сегодняшнее время духовного и нравственного кризиса могло бы поделиться опытом выживания в сложных условиях. Также добрым знаком расположения властей являются состоявшиеся уже неоднократно передачи икон и других религиозных ценностей, конфискованных таможенниками на границе. Представители местных властей охотно встречаются со старообрядцами, оказывают им посильную помощь.
За прошедший период были и серьезные испытания в нашей Церкви, прошел бурный Собор 2007 года, который показал преимущества и силу церковной соборности, когда большинство представителей всех епархий и приходов, священники и миряне (последних было на Соборе большинство) поддержали курс развития нашей Церкви и не позволили небольшой группе раздорников внести в Церковь нестроение. В настоящее время с Божией помощью и советом с людьми, истинно болеющими за упрочение нашей Церкви, решаются многие сложные вопросы управления Церковной жизнью. Нам предстоит еще многое сделать в решении кадровых вопросов, в устройстве монастырей, в оживлении и развитии приходской жизни, в изыскании средств на восстановление и строительство храмов, в издании духовной литературы, в усилении проповеднической деятельности, в участии наших пастырей и прихожан в общественно-культурных мероприятиях, а также в социальном служении, работе с молодежью, а, самое главное, с Божией помощью решать основную задачу Церкви – отстаивая неизменность православной веры, через молитву, покаяние и добрые дела вести людей ко спасению.
– Как складываются у Вас отношения с Патриархом Кириллом? Ожидаете ли Вы от нового Предстоятеля РПЦ МП изменений в диалоге со староверами?
С владыкой Кириллом мы познакомились, когда он в сане митрополита возглавлял ОВЦС МП. Наши встречи проходили в благожелательной атмосфере. Избрание владыки Кирилла Патриархом Русской Православной Церкви наша Церковь приветствовала посланием, в котором высказывалась уверенность, что новый Предстоятель внесет весомый вклад в упрочение здоровой нравственной атмосферы и межконфессионального мира в нашей стране, выражалась надежда на дальнейшее развитие добрососедских отношений между нашими Церквями в духе доверия, взаимопонимания и уважения. Особенно ценно в наших отношениях, что нынешний Патриарх всегда подчеркивал, что ни о каком "поглощении", экуменическом "объединении" или хотя бы неформальном подчинении в отношениях между нашими Церквями не идет речь. Наша задача: впервые за три с половиной столетия начать равноправный, свободный от предвзятости и государственного давления диалог по тщательному выявлению наших позиций в духе взаимного уважения. И в ходе этого диалога, я твердо убежден, старообрядцам есть что сказать и о чем спросить другую сторону.
За последнее время у меня было несколько встреч на общественных мероприятиях с патриархом Кириллом, на которых были высказаны пожелания с обеих сторон продолжить наши добрососедские отношения, которые сложились при владыке Алимпии и владыке Андриане.
– В конце марта этого года в РПЦ МП утвержден новый состав Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством при ОВЦС МП, которую возглавил председатель ОВЦС МП архиепископ Иларион. Что Вы ждете от работы этой комиссии? Можно ли говорить об активизации диалога между Церквами?
С архиепископом Иларионом я встречался на официальном приеме в МИДе. Он всесторонне образован, энергичен, обладает широким кругозором. Это позволяет надеяться, что работа возглавляемой им комиссии "По делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством" будет плодотворной. Надеюсь, что официальная ознакомительная встреча с архиепископом Иларионом может состояться в ближайшее время.
По составу комиссии, в которую входят восемь архиереев, можно видеть, какое важное значение придается в РПЦ МП диалогу со старообрядцами. Думаю, что на заседании комиссии необходимо обсудить в первую очередь вопросы нашего возможного сотрудничества в социальной сфере, имущественные, а также провести анализ исторических изменений Российского общества после раскола и современного духовно-нравственного поиска путей выхода России из кризиса. Полагаю, что нам необходимо вести диалог с Московским Патриархатом, но не для того, чтобы достичь вероучительных компромиссов, а чтобы способствовать возрождению духовно-нравственных традиций нашего народа через осмысление причин и отрицательных последствий церковного раскола. Мы понимаем, что предстоит весьма трудный диалог, который не предвещает быстрых успехов, поскольку между нами накопились значительные различия по многим вопросам. Но все же конструктивный диалог об исторической оценке раскола и конкретных шагах по возращению к дораскольному строю Церкви и общества, необходим.
– Два года назад Вы говорили, что государство идет навстречу старообрядцам в решении многих проблем, связанных с возвращением в собственность верующим храмов, икон и других святынь. Как сейчас обстоит дело с возвращением храмов и святынь? Речь в частности идет о колоколах, которые раньше принадлежали старообрядцам, а теперь находятся в Большом театре.
Нынешние отношения Церкви с государством можно назвать вполне благожелательными. Они не только не препятствует нормальной жизни нашей Церкви (как это было в эпоху синодального правления или в советский период), но и оказывают существенную помощь, в частности, в возрождении и реставрации храмов. Я уже отмечал, что мы имеем факты передачи Церковных икон и других ценностей религиозного назначения, которые были задержаны на таможне.
Сегодня у нас есть возможность донести до государственных структур наши наболевшие вопросы, которые зачастую получают положительное решение. Так нам переданы церковные строения в Ярославской, Московской, Тульской и других областях. Но все же есть вопросы, которые до сих пор не решаются – это возвращение старообрядцам храмов в Москве (в частности храм в Гавриковом переулке), во Владимире, выделение земли под строительство храма в Тольятти. Надеюсь, что подготовленный к рассмотрению закон РФ о возращении церковной собственности поможет решить такого рода вопросы.
Что касается колоколов, то, действительно, мы недавно обнаружили наши именные колокола в фондах Большого театра. На наш запрос о возможности возврата мы получили ответ от Росохранкультуры, в котором дано согласие на возращение наших колоколов при условии замены их аналогичными новыми. Полагаю такую постановку вопроса несправедливой. И, поскольку у нас нет сейчас таких материальных возможностей, то этот вопрос, пока остается открытым. Думаю, что с Божией помощью нам удастся его решить положительно и церковные колокола будут вновь созывать в храм православный народ.
– Сейчас проходят активные работы по восстановлению Рогожской слободы. Как Вы оцениваете то, что уже удалось сделать, и то, что будет сделано в ближайшее время?
Рогожский духовно-исторический комплекс – это сердце старообрядчества, которое всегда было и остается центром духовной жизни для старообрядцев, и его восстановление – очень радостное и исторически оправданное событие. То, что сделано за последний год-полтора на Рогожском, можно назвать чудом. Восстановлен сильно пострадавший в советское время величественный храм Рождества Христова, ведется реставрация и ремонт Покровского кафедрального собора, заканчивается реставрация Успенского храма-колокольни, заново проложены многочисленные коммуникации, по границам территории возводится ограда, завершается первая очередь восстановления прудов с иорданью, обещано и долгожданное восстановление "Дома причта".
Остается только пожелать успешного завершения работ и выразить глубокую сердечную благодарность Правительству Москвы и лично Юрию Михайловичу Лужкову за восстановление духовно-исторического памятника на Рогожском, который, надеюсь, вскоре еще более украсит облик столицы.
– Два года назад Вы говорили о том, что люди имеют возможность получать информацию о позиции старообрядцев по важным вопросам. Вместе с тем, публикаций и новостей о старообрядцах не так уж много. Недавно был обновлен дизайн официального сайта Московской митрополии, означает ли это, что староверы меняют свою информационную политику? Можно ли ожидать появления каких то новых ресурсов или изданий?
Информация о старообрядчестве – очень важная часть нашей работы, и поэтому мы планируем активизировать информационную деятельность, результаты уже есть.
В книжной лавке на Рогожском предлагается широкий выбор духовно-просветительской и богослужебной литературы. А ведь два десятка лет назад у нас было всего два издания: церковный календарь и молитвенник. Ныне переизданы почти все книги церковного обихода. Кроме того, том за томом переиздаются готовые подшивки дореволюционного журнала "Церковь" – этот кладезь публицистических, богословских и исторических материалов. Продолжается издание интересного и полезного для познания драматической истории нашей Церкви сборника впервые публикуемых документов из Рогожского архива – альманаха "Во время оно". Ежеквартально выходит в свет летопись текущих событий нашей Церкви – "Вестник Митрополии". В октябре нынешнего года ожидается выход очередного номера журнала "Церковь". Хочу с удовлетворением заметить, что ныне происходит заметная активизация издательской деятельности в других епархиях и приходах, созданы региональные сайты, выходят газеты и журналы. Причем уровень их заметно растет.
Что касается информационной политики, что она остается неизменной: на основе открытости сделать доступным для любого русского человека исторический опыт старообрядчества.
Наш обновленный сайт стал значительно объемней, он изменил дизайн, структуру, расширил диапазон охвата тем. Но вы правы, что новостей о старообрядчестве, действительно, не так уж много, да и что можно сказать нового о православии, которому две тысячи лет. Желающим услышать и понять вечные истины отвечу словами Евангелия: "Прииди и виждь!"
– Вы были одним из тех, кто с самого начала поддержал идею создания Общественного совета РФ по телевидению. Как Вы считаете, за последние два года ситуация со СМИ и нашим обществом с точки зрения морали и нравственности изменилась и в какую сторону?
Нас очень беспокоит ухудшающееся духовно-нравственное состояние нашего общества. Именно поэтому в 2007 году наша Церковь выступила с предложением создать общественно-наблюдательный совет и наделить его правом влиять на телевидение и другие СМИ, пресекая выход особо безнравственных программ и изданий.
Нас, старообрядцев в России, сегодня не так много, чтобы исправить нравы всего общества, но мы не можем молчать, когда молодое поколение, лишается нравственных ориентиров, свободы выбора между добром и злом, поскольку растление и пороки развращают юные души еще задолго до того, как они успеют состояться как личность и смогут с полным сознанием отвечать за свои поступки.
Мы предлагали в состав совета включить авторитетных деятелей культуры, науки, политики, журналистов и конечно представителей религиозных объединений. Задача комиссии создавать общественное мнение, осуждающее пропаганду порока, пробуждать совесть, воспитывать чувство духовного самосохранения и раскаяния в грехах.
Мы удовлетворены, что наши предложения нашли положительный отклик и поддержку в Совете Федерации России, среди представителей СМИ, у лидеров религиозных конфессий.
Мне трудно судить об изменении ситуации с моралью и нравственностью на телевидении и СМИ, но судя по отзывам и публикациям в прессе могу сказать, ситуация исправляется медленнее, чем хотелось бы. Видимо, погоня за прибылью у деятелей телевидения и СМИ оказывается сильнее голоса совести.
Но отрадно уже и то, что к этому вопросу привлечено внимание общественности, это вселяет надежду, что здравый смысл и стремление русского народа к самосохранению с Божией помощью восторжествуют.
– Недавний Совет Митрополии призвал священство не благословлять на церковных трапезах употребление крепких спиртных напитков. Это решение фактически солидарно инициативам архимандрита Тихона (Шевкунова), который активно борется с алкоголизацией России. Вы бы поддержали введение сухого закона?
Проблема пьянства, наркомании, табакокурения и других греховных привычек стоит очень остро и, к сожалению, сейчас в России принимает масштабы гуманитарной катастрофы, доводя нашу страну до одного из самых высоких в мире показателей по уровню смертности и преступности, неся угрозу нашей безопасности и авторитету в мире. В отличие от понимания опасности эпидемий или стихийных бедствий мы, как это ни прискорбно, еще не прониклись сознанием гибельности пьянства, которое обезличивает человека, убивает в нем образ и подобие Божие, приравнивает к бессловесным животным, а порой и низводит до более глубокого падения, ведь не одно животное не будет добровольно пить спиртное.
Пьянство – наша общая Российская беда, стыд и боль, и бороться ними надо всем миром, прося помощи Божией в этом нелегком деле.
Старообрядчество на протяжении всей своей истории не одобряло употребление крепких напитков, утверждало трезвость, как норму жизни. Старообрядцы всегда были поборниками трезвости и воздержанной жизни. Так Собор Старообрядческой Церкви, проходивший ровно 100 лет назад в 1909 году в своем постановлении призывает всех христиан быть образцом в доброй жизни, проповедовать и увещевать беседами и наставлениями созданием обществ и союзов трезвости бороться с пьянством и другими пороками.
За прошедшие сто лет острота этой проблемы во многом возросла и сегодня "алкогольный террор" – национальное бедствие, ведущее со все возрастающей скоростью к самоуничтожению русской нации. Алкоголизм и другие пороки – это сегодня расплата русского народа за отступление от Бога со времен раскола и атеистическое советское воспитание.
Против России ныне идет необъявленная война, тактика которой – уничтожать русский народ вином, табаком, наркотиками, развратом и т.д. В этой войне мы теряем миллионы соотечественников, наши дети в большинстве рождающихся больными духовно и физически. Этим оружием массового поражения мы уничтожаем себя самих на радость наших противников.
История нашей Родины – России большая и славная, но вот закончить ее при нашей бездеятельности мы можем очень бесславно и, что самое страшное, очень скоро. Об этом свидетельствует статистика и неумолимая очевидность нашей действительности.
Ныне предъявляются претензии к правительству о недостаточно жестких мерах в борьбе с алкоголизмом, наркоманией и другими пороками, предлагают круто изменить антиалкогольную политику, ввести запреты. Но метод запретов не решит эту проблему, так как запретный плод сладок. История запретительных компаний в этом вопросе такова, что они, как правило, не приносили желаемых результатов. Хотя, несомненно, сегодня нужно ограничить доступность и рекламу алкоголя, применить меры правового характера, противодействующие распространению пивной алкоголизации, в особенности среди молодежи. Надо создать такую нравственно-психологическую атмосферу в нашем обществе, чтобы быть пьяным или идти с бутылкой пива по улице, было бы зазорно, некрасиво, в конце концов "не модно".
Но прежде нам надо понять, что причина наших несчастий не в действиях наших врагов или внешних сил зла, не в недостаточной жесткости правительства в этом вопросе, а в нас самих. Так что надо начинать с себя, показать личный пример в этом трудном, но столь важном деле, проявить твердое намерение и начать трезвую жизнь.
Главный упор в борьбе за трезвость и искоренение других вредных привычек надо сделать не на запретительных и принудительных мерах, а на религиозном перевоспитании сознания людей, ибо человек, ради спасения своей души сознательно избравший трезвый образ жизни, во много раз надежнее и ценнее непьющего по принуждению.
Борьба с пьянством и другими пороками в России – поле совместной деятельности религиозных и общественных организаций, поэтому мы можем только приветствовать и поддерживать инициативу РПЦ МП в деле борьбы с этим злом.
В заключение хочу высказать надежду, что наш народ, обратившись за помощью к Богу, найдет в себе силы не пасть духом и, преодолевая все духовные и материальные кризисы, возродится и обретет былую славу и величие.
|