И.Юзов - литературный псевдоним Иосифа Ивановича Каблица (1848-1893). Выходец из дворян Ковенской губернии, уроженец Паневежиса (ныне - Литва), лютеранин по происхождению, он получил образование в киевской гимназии и в Киевском университете, где, однако, не окончил курса. Увлеченный студенческими волнениями конца шестидесятых и начала семидесятых годов XIX века, он стал одним из самых убежденных представителей народничества: участвовал в "хождении в народ", скитался по разным местам России в качестве простого сельского работника, должен был в течение нескольких лет скрываться под разными именами, избегая ареста. Выступив в литературе в конце 70-х годов XIX века под псевдонимом Юзов, он обратил на себя внимание настойчивой проповедью народнических идей в газете "Неделя". Наибольший успех имела его статья об "Уме и чувстве как факторах прогресса", где он впервые попытался теоретически обосновать принципы народничества.
Этюды о "Русских диссидентах" печатались в разные годы в "Слове" и других журналах, а в 1881 году были изданы отдельной книгой. В этой небольшой работе, богатой фактическими сведениями, Каблиц проводит мысль, что между народом и государственной властью существует антагонизм, который и выразился в расколе. Раскол является, по его мнению, "протестом русского народа против татарско-немецких нововведений, не соответствовавших ни характеру, ни благу народа". Вслед за А.П.Щаповым Каблиц утверждает, что раскол - явление не религиозное, а социально-политическое, выражение борьбы народа за свободу личности, против угнетения и крепостного права.
Однако Каблиц, Щапов и их последователи не учитывают того, что, как отмечает старообрядец, автор книги "Стаорообрядческое мировоззрение" М.О.Шахов, социальный протест, выражаемый группами верующих, может быть не связан с их религиозными убеждениями, а действия верующих, имеющие внешние признаки социального протеста, могут иметь чисто религиозные мотивы. "Показательно, что старообрядческая литература, общий объем которой огромен, полностью игнорирует проблемы государственно-общественного устройства. - отмечает М.О.Шахов. - Во всех старообрядческих сочинениях одна тенденция, одна окраска - религиозная. Ни одного слова против жизни государственной, ни одного намека на несправедливость социального строя, ни одной жалобы на экономические порядки" (Шахов М.О. Старообрядческое мировоззрение: Религионо-философские основы и социальная позиция. - М.:Изд-во РАГС, 2002, с.204-205)
Именно под таким углом зрения, как нам кажется, следует воспринимать сочинение И.И.Каблица (Юзова). Мы размещаем эту работу в нашей Книжнице, поскольку книга давно и прочно вошла во все библиографии, посвященные истории старообрядчества, на нее ссылаются исследователи, наконец, в ней имеется интересный фактический материал. |